Первоначально Норильск рассматривали как угольное месторождение
Первые сведения о наличии в районе будущего Норильска каменного угля относятся еще к 1860-м годам.
Уголь был нужен для промежуточной бункеровки судов полярных экспедиций. Например, в навигацию 1894 года в низовьях Енисея работала гидрографическая экспедиция Вилькицкого, проводившая морскую опись Енисейского залива.
Погрузка угляЭкспедиция купила уголь у Сотниковых. Вилькицкий отозвался о норильском угле с похвалой: «Совершенно такой же, как английский, дает мало золы и не спекается». А в 1905 году норильский уголь на оленях доставили для правительственной транспортной экспедиции.
Экспедиция Сотникова и Урванцева, отправленная к Норильским горам правительством Колчака в 1919 году , тоже ставила главной целью поиск угля. Колчак собирался проводить по северным морям караваны судов из Европы.
Поверхность шахты, 1944 годПозже Урванцев писал в отчете:
«Даже беглый осмотр Норильска позволяет сделать заключение, что угольное месторождение, вероятно, будет крупным, способным надолго обеспечить топливом суда Северного морского пути».
Современный вид угольного транспортера на ШмидтихеВ Советской России уголь Норильска крайне интересовал Комитет Северного морского пути, одного из «кураторов» Норильска. Первые же исследования позволили приступить к пробной добыче угля. В том числе и для этого началось сооружение жилого поселка Норильск .
Угольные бункеры на штольне Шмидтихи, 1949 годИз книги Сергея Щеглова и Алексея Бондарева «Норильск», вышедшей в свет в 1958 году:
«Чудовищной змеей вползает на Шмидтиху семисотметровый подъемник шахты №15. Обычно в шахту спускаются, а здесь, наоборот, приходится подниматься: природа запрятала уголь высоко в горе. В октябре 1936 года заложили шахту №13, она и дала первые тонны промышленного норильского угля.
Норильские шахтеры начинали с малого. Сперва вагонетки возили вручную, но добыча топлива увеличивалась с каждым днем. В начале 1939 года они не только обеспечивали углем себя, но уже могли выдавать его на сторону: после постройки в Дудинке угольного причала поделились топливом с морским флотом. Ледокол «Иосиф Сталин» принял в свои трюмы первые три тысячи тонн норильского угля. К осени флоту доставили более сорока тысяч тонн. Тысячи тонн угля нужны ежедневно и норильским заводам, сердцу города – теплоэлектроцентрали и многим предприятиям.
В марте 1940 года началась добыча угля в шахте №14, а летом – в №11. Добыча руды в 1941 году по сравнению с 1939-м возросла в 16 раз. Закладывались новые шахты, встал вопрос о доставке добытого угля к полотну железной дороги , проходившей у подножия горы Шмидта . Возить на машинах стало нерентабельно. В начале 1943 года пришлось по крутому склону на половине высоты Шмидтихи строить полуторакилометровую эстакаду. Путь небольшой, а каких сил потребовал! Не так-то легко доставлять лес на высоту нескольких сот метров вручную. На пронизывающем ветру рыли ямы и ставили эстакаду, по ней проложили рельсовый путь. Побежали проворные вагонетки, уголь из них поступал в сортировку, а оттуда – в железнодорожные вагоны трассы Норильск – Дудинка …»
Эстакадная железная дорога на ШмидтихеВ прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что норильский Северок появился на экранах раньше, чем Хрюша и Степашка .
Светлана Ферапонтова
Фото: архивы норильчан и Заполярного филиала «Норникеля»
Последние новости
Проблемы здравоохранения в Красноярске
Врачи Красноярской краевой клинической больницы делятся своими переживаниями.
Экономические достижения Красноярского края
Красноярский край демонстрирует устойчивый рост в различных секторах экономики.
Дни открытых дверей в Красноярском крае: налоговые консультации для граждан
Граждане смогут получить информацию о налогах и льготах в рамках мероприятия.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку