Что делать при поражении головного мозга?

Что делать при поражении головного мозга?

Вне зависимости от причин поражения головного мозга, симптомы различных неврологических нарушений могут проявляться, такие как проблемы со слухом, речью, зрением или двигательными функциями. Решение этой проблемы возможно только при помощи комплекса восстановительных мероприятий, которые не могут быть проведены в домашних условиях или в обычной клинической больнице. В данной статье мы раскроем, почему это так.

Поражения головного мозга чаще всего возникают из-за инсульта, черепно-мозговой травмы или других заболеваний. Такие болезни могут привести к ряду неврологических нарушений: когнитивных, двигательных, речевых и многих других. Неврологические расстройства могут иметь разную степень интенсивности и обратимости и зависят от тяжести заболевания и локализации повреждений в головном мозге.

Независимо от того, насколько тяжело перенесено заболевание, после экстренной медицинской помощи и проведения лечения основного заболевания наступает период реабилитации, в ходе которого необходимо восстановить утраченные функции и научить человека полноценно жить после перенесенных заболеваний.

Большинство врачей-неврологов и специалистов в научной медицинской среде согласны с тем, что период активной реабилитации должен начинаться в первые две-три недели после острой фазы заболевания. Наибольшая эффективность восстановительного лечения достигается в первые три-шесть месяцев, а в последующие полгода происходит закрепление полученных успехов.

В зависимости от того, какие функции были нарушены и насколько серьезно, продолжительность реабилитации может составлять до двух лет, именно столько времени может потребоваться на восстановление речи. Важно помнить, что проведение квалифицированной реабилитации является критически необходимым этапом восстановления пациентов после поражения головного мозга.

В данной статье мы обсудим предостережения от типичных ошибок, которые могут совершить люди, желающие восстановиться после травм или заболеваний головного мозга и испытывающие нарушения двигательных функций.

Важно отметить, что ранняя реабилитация после травм головного мозга является важным этапом в восстановлении, однако многие пациенты и их близкие часто понимают это слишком буквально. В таких случаях врачи рекомендуют начинать двигательную реабилитацию через неделю после ишемических инсультов и через две-три недели после геморрагических, если нет противопоказаний. Однако прежде чем начинать любые виды реабилитационных мероприятий, необходимо обратиться к своему лечащему врачу для согласования объема и времени начала реабилитации.

Также очень важно выбрать правильного лечащего врача, который учтет индивидуальные особенности пациента, а не будет назначать стандартное лечение без учета его состояния. Например, массаж может оказаться опасным при неправильном подходе, и врач должен не только указать область массирования, но и характер и тип воздействия, а также поставить задачу.

Одной из ошибок может быть и применение идеомоторной гимнастики, или представление движения без самого движения. В таком случае пациент не прилагает усилий для волевой мышечной реконструкции движения, что может привести к некоторым нежелательным последствиям.

Также стоит учитывать, что тренировки на тренажерах должны быть проводимы правильно, и при их выполнении необходимо контролировать использование здоровой стороны или крепких мышц. Недооценка психического и психологического состояния пациента, а также недооценка значения комплексного подхода в двигательной реабилитации также являются распространенными ошибками.

В целом, восстановление двигательных функций после травм или заболеваний головного мозга является сложным процессом, который требует профессионального подхода и комплексного лечения. Пациенты и их родственники должны помнить о важности выбора правильного лечащего врача и следовать его рекомендациям, чтобы добиться наилучших результатов.

Восстановление нарушенных речевых функций

Различные органические повреждения речевых зон коры головного мозга могут быть результатом инсульта, опухоли, травмы или воспалительного процесса. Эти повреждения приводят к серьезным нарушениям речи, которые называются афазией.

Всего существует около восьми видов афазии. Они могут быть разделены на две группы: сенсорную афазию и моторную афазию. Сенсорная афазия проявляется тем, что человек может произносить слова и фразы, но перестает понимать многие аспекты речи. Моторная афазия, напротив, вызывает проблемы выговаривания слов и фраз, хотя понимание речи сохраняется. У каждого четвертого человека, перенесшего инсульт, встречаются проблемы с речью.

Подавляющее количество людей, покинувших больницы с диагнозом органического поражения коры головного мозга, сталкиваются с негативными эмоциональными состояниями, такими как плаксивость, раздражительность, агрессия, недостаточная оценка действительности и депрессия.

Чтобы восстановить нарушенные речевые функции, требуются совместные усилия специалистов – логопедов, нейропсихологов, педагогов, психиатров и психологов. Реабилитационный процесс очень длительный – он может занять до пяти-шести лет, что в несколько раз больше времени, необходимого для двигательной реабилитации.

Важно отметить, что часто люди с нарушениями коры головного мозга не осознают того, что у них нарушена речь, счет или письмо. Если они это осознают, они полагают, что все улучшится со временем. В таких случаях необходимо проинформировать их о ситуации, задать цель и убедить в возможности ее достижения. Реабилитатор должен показать, как напряженные усилия и оптимизм могут помочь на пути к восстановлению, значительно увеличивая шансы на успех.

Одна из распространенных ошибок, совершаемых неспециалистами, заключается в неправильном выборе упражнений и занятий для восстановления речевых функций. Это не нанесет непосредственного вреда пострадавшему, но может подорвать его веру в успех после многих неудачных попыток. Поэтому важно обращаться за помощью к профессионалам.

Для работы по восстановлению речи больному нужно обладать фантастическим терпением. Очень важно не показывать раздражения во время занятий и постоянно поддерживать интерес к реабилитации. В качестве рекомендуемых методик следует упомянуть ежедневные спокойные беседы, пение мелодичных песен, декламацию детских стихотворений и чтение простейших текстов.

Если вы все же решили заняться восстановлением речевых функций сами, необходимо обратиться за помощью к книгам и другой литературе, узнать у логопедов и других специалистов о существующих методах и следовать инструкциям специалистов в работе с больным.

Когнитивные расстройства могут вызываться ишемическими инсультами, возникшими на фоне диабета, артериальной гипертензии и фибрилляции предсердий. Это было доказано во многих исследованиях за последнее десятилетие. Когнитивные расстройства оказывают отрицательное влияние на процесс реабилитации и восстановление всех нарушенных функций.

Чтобы эффективно проводить реабилитацию, необходимо учитывать не только возраст, размер очага органического поражения мозга, локализацию повреждений, тяжесть заболевания, но и наличие сопутствующих заболеваний. Кроме того, такие аффективные состояния, как эмоциональная лабильность, апатия, мания, тревога и депрессия, оказывают значительное влияние на темпы восстановления.

За традиционной клинической больницей и домашней реабилитацией может скрываться ложное сознание, что такой подход будет достаточным. Однако комплексный подход к реабилитации, включающий в себя медицинских, педагогических и психологических специалистов, может быть более эффективным. Он будет включать не только набор различных восстановительных методик, но и индивидуальный подход, согласование и утверждение сообществом врачей целого комплекса реабилитационных мероприятий. Такой подход является необходимым для успешной реабилитации и восстановительного лечения после полученных поражений головного мозга.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *