Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения

Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения

В Российской Федерации действуют Правила противопожарного режима (ППР), которые устанавливают порядок организации производства и содержания объектов защиты, а также нормы поведения людей для обеспечения пожарной безопасности. Они являются обязательными для выполнения всеми без исключения государственными организациями и частными компаниями. При этом за соблюдением ППР ответственны руководители и собственники объектов защиты.

Законодательно установлены штрафы за нарушение Правил противопожарного режима, которые могут составлять до 200 000 рублей для юридических лиц. Для граждан предусмотрен штраф в размере от 2000 до 5000 рублей, для должностных лиц - от 6000 до 15 000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 рублей.

Важно отметить, что если ППР были нарушены в условиях особого противопожарного режима, то размер штрафа увеличивается практически вдвое. Например, юридические лица при этом должны будут заплатить от 200 000 до 400 000 рублей. Нарушение Правил противопожарного режима может привести к серьезным последствиям, поэтому их соблюдение является важным мероприятием для обеспечения безопасности объектов.

В 2023 году в России будут внесены изменения в Правила противопожарного режима (ППР). Это не первые изменения в ППР, которые были внесены в последнее время. Например, в 2017 году были введены изменения, связанные с ответственностью за возгорание сухой растительности на территории сельскохозяйственных и лесных зон, а также на территории земельных участков в сельской местности.

Весной 2019 года Правительством РФ было принято постановление о внесении очередных изменений в ППР. Осенью же того же года были внесены дополнительные изменения в требования пожарной безопасности. Изменения касаются как граждан, так и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №1216 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», запрещено использовать открытый огонь на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц. Были также уточнены запреты на курение. А именно, курение на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках теперь разрешается, но только в специально отведенных местах, а именно курилках.

Последние изменения, внесенные в ППР, касаются уведомления зрителей. Так, согласно последним требованиям, руководители культурно-просветительных и зрелищных учреждений обязаны информировать зрителей о правилах пожарной безопасности. Уведомление должно быть сделано через трансляцию речевого сообщения или демонстрацию видеосюжетов перед началом сеансов в кинозалах о порядке действий зрителей при возникновении пожара, а также о направлениях эвакуационных путей, выходов и о расположении огнетушителей.

Согласно Постановлению от 20 сентября 2019 года, торговые объекты должны осуществлять загрузку и выгрузку товаров и тары в рабочее время по путям, которые не связаны с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. Также в случае объектов с ночным пребыванием людей, не являющихся торговыми, обслуживающий персонал должен организовывать круглосуточные дежурства.

Постановление №1216 внесло изменения в требования к пожарной безопасности в медицинских учреждениях. Ранее палаты для детей и тяжелобольных могли находиться только на первом этаже, теперь же они должны быть размещены, преимущественно, на первом этаже. Кроме того, мастерские, склады и кладовые, которые ранее были запрещены в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений, теперь разрешены по проектной документации.

В 2021 году в ППР внесены изменения, направленные на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Проверочные и профилактические мероприятия, проводимые органами государственного надзора, будут уделять пристальное внимание наличию первичных средств пожаротушения, т.е. огнетушителей, на этих объектах.

В соответствии с изменениями 2021 года, ППР, которые на данный момент действуют в России, возлагают на руководителей организаций и собственников объектов ответственность за самостоятельное определение зон возможного возгорания и обеспечение достаточного количества огнетушителей соответствующего типа.

Например, при проведении общего анализа противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава, количество и тип огнетушителей определяется на основе наименования объекта защиты (таких как электровоз, тепловоз, вагон и другие), его размеров (например, поезд или секция) и класса возможного пожара, а также огнетушащей способности самого устройства. Количество и тип огнетушителей выбираются в соответствии с нормативами, указанными в Приложении 2.1 ППР, учитывая упомянутые критерии.

При обеспечении безопасности технологического оборудования, выбор типа и количества огнетушителей проводится с учетом технической документации (ТУ или паспортов), содержащей информацию о правилах противопожарного режима при эксплуатации указанных средств тушения. Также необходимо учитывать температуру воздуха на объекте.

В случае возможной угрозы возникновения различных типов пожаров в железнодорожном подвижном составе, рекомендуется использовать универсальные огнетушители, применяемые в различных областях.

Согласно нововведениям, внесенным в раздел XI (пункт 288.1), теперь все локомотивы и пассажирские вагоны обязаны иметь, помимо огнетушителей, также средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения для каждого члена бригады. Количество средств защиты должно соответствовать количеству работников на бригаде.

Действующие в России правила противопожарной безопасности предписывают организациям и собственникам объектов самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечивать достаточное количество огнетушителей необходимого типа.

В ходе общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество и тип огнетушителей зависят от площади помещения, характеристик горючих веществ и наличия открытых зон. Кроме того, при определении количества и типа огнетушителей учитываются три критерия: огнетушащая способность устройства, категория помещения по классу опасности и класс возможного возгорания.

Рекомендации по выбору огнетушителей

Для выбора типа огнетушителя (ручной или передвижной) необходимо провести анализ размера возможного пожара. Если существует возможность крупных возгораний, то в соответствии с правилами противопожарного режима в России необходимо использовать передвижные средства пожаротушения. Дополнительно, в небольших помещениях до 50 м 3 применяются самосрабатывающие порошковые огнетушители.

При защите технологического оборудования использование огнетушителей осуществляется на основе технической документации - ТУ или паспортов. В них содержатся данные о том, какие правила противопожарного режима запрещены при эксплуатации оборудования. При выборе огнетушителей также важно учитывать температуру воздуха на объекте. В случае угрозы возгораний разного типа рекомендуется отдавать предпочтение универсальным средствам.

Необходимо помнить о важности выбора количества и типа огнетушителей для каждого объекта. Для этого необходимо обращаться к Приложениям 1 и 2 ППР, где утверждены нормы по выбору огнетушителей, которые зависят от класса пожара и категории по пожарной и взрывопожарной опасности объекта. Не стоит забывать об этом правиле в целях обеспечения безопасности на объекте.

Что должен знать владелец объекта о правилах противопожарного режима? Действующие правила содержат не только общие нормы, но и специальные требования для отдельных объектов. Например, здания общественно-делового назначения должны иметь два огнетушителя на каждом этаже. Если несколько помещений одного назначения находятся рядом, то для определения нормы по количеству огнетушителей площади всех помещений складываются. Объекты категории Д по классу пожароопасности площадью до 100 м2 могут не оснащаться огнетушителями, если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения. При необходимости количество огнетушителей снижается на 50% от нормы. Места хранения вычислительной техники, музеев, архивов и подобных объектов должны оснащаться углекислотными или хладоновыми огнетушителями.

Помимо регламентации видов и количества огнетушителей, ППР также устанавливают требования к их размещению. Например, Правительство РФ определило нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания. Требования зависят от категории и типа охраняемого объекта, а также высоты расположения средств первичной защиты, которая не должна превышать 1,5 м.

Если вы являетесь владельцем объекта, то должны знать, что именно вы несете ответственность за соблюдение правил противопожарного режима в организации. Вашими обязанностями в этом случае являются оснащение помещений огнетушителями, контроль за их исправностью, соблюдение правил хранения и проведение проверок и осмотров средств первичной защиты. В организации должен вестись специальный журнал для этой цели.

Согласно изменениям от 7 марта 2019 года, к обязанностям руководителя добавилось обеспечение железнодорожного подвижного состава огнетушителями в соответствии с приведенными нормами. Не стоит забывать, что используемые средства должны иметь паспорт от изготовителя и порядковый номер. Все огнетушители на предприятии должны быть опломбированы, а именно на запускающее или запорно-пусковое устройство при производстве или заправке огнетушителя должна быть установлена пломба с идентификационным номером, месяцем и годом зарядки. При ее срыве или повреждении огнетушитель следует отправить на перезарядку, иначе на руководителя может быть составлен административный протокол за нарушение правил противопожарного режима. Ужесточение требований законодательства, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, направлено на снятие с государственных структур ответственности по многим вопросам и заставить владельцев заботиться об имуществе. Государству остаются только функции контроля. Такой подход является необходимым для предотвращения многочисленных жертв в случае несоблюдения первичных мер противопожарной защиты.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *