Норильский Заполярный театр выпустил хоррор-драму
#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Один из знаковых писателей ХХ века Курт Воннегут написал историю об американском шпионе «Мать Тьма» шесть десятилетий назад.
#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Один из знаковых писателей ХХ века Курт Воннегут написал историю об американском шпионе «Мать Тьма» шесть десятилетий назад.
Режиссер Тимур Файрузов дал своей постановке название «Государство двоих» . Так называлась пьеса главного героя романа «Мать Тьма» Говарда Кемпбэлла.
Американский драматург Говард Кемпбэлл во время Второй мировой войны был шпионом союзников в фашистской Германии. Пропагандируя по радио нацистскую идеологию, он одновременно передавал ценные сведения американским спецслужбам.
Об этой миссии писателя знали только три человека, и после окончания войны Кэмпбеллу грозила виселица.
После множества перипетий, в том числе и любовных, оправданный герой сам себя приговаривает к смерти.
Тимур Файрузов, инсценировавший при участии завлита театра Лады Шебеко «Мать Тьму», считает, что хоррор-драма дает возможность передать в спектакле ужас главной трагедии ХХ века в формате, близком сегодняшнему зрителю. Этот жанр, по словам режиссера, ему подсказал педагог норильского «IT-Куба» Владислав Поляков. После их совместной работы в одном из проектов Агентства развития Норильска постановочная команда «Государства двоих» приросла специалистом по мультимедиа, а сценография Фемистокла Атмадзаса – разного рода IT-технологиями, вплоть до маппинг-шоу.
Заслуженный артист России Яков Алленов , он же Говард Кемпбэлл, называет оформление спектакля атмосферным:
«Сценография создает гнетущую атмосферу бункера, подземелья, где происходят события, перекликающиеся с сегодняшним днем».
Важную роль в создании гнетущей, а временами романтичной атмосферы «Государства…» играет свет от Игоря Фомина, костюмы, придуманные Ольгой Атмадзас, и хореография Оксаны Малышевой.
По словам режиссера, события, описанные американским писателем 60 лет назад, попали в болевые точки сегодняшнего дня:
«Это и пропаганда, и пластилиновая история, которую можно лепить, как захочется, и человек, попавший в круговорот масштабных событий. Это история о плате и покаянии».
Яков Алленов считает, что у спектакля очень точное, логичное название, содержащее скорбную иронию по поводу «государства двоих»: «Оно говорит о том, что нельзя отрешиться от мира. Мир все равно догонит». Артист называет постановку странно сегодняшней:
«В том, что спектакль появился именно сейчас, хотя был задуман режиссером давно, думаю, есть какой-то не наш промысел. На этом материале снова осознаешь, что действительно вначале было слово, понимаешь его силу и ответственность за то, что ты сказал, кого за собой повел. Это все есть у Воннегута, и мне это интересно».
Роман писателя, утверждавшего, что «летопись человечества совершенно ужасна», стал для артистов, занятых в постановке, поводом для размышлений об энергии любви и ненависти, предательстве. О том, к чему может привести чувство ненависти, поселившееся в человеке, недостаточно образованном, мало думающем.
Написанное Воннегутом – чтение не из легких. В него надо вдумываться. Норильская постановка получилась из этого же ряда. С ней надо разбираться. Возможно, смотреть не один раз.
Поскольку американский писатель не принимал не только фашистскую Германию, но и «технический оптимизм» Америки, режиссер послевоенную жизнь в Штатах изобразил в стиле советской карикатуры.
Образы Черного Фюрера Гарлема и его преподобия, и еще по паре ролей, как всегда, с полной отдачей воплотили Александр Носырев и Денис Чайников.
Александр Жуйков, Степан Мамойкин, Александр Герасимчев сопровождали Якова Алленова – Говарда Кемпбэлла в Иерусалиме – Берлине – Нью-Йорке. Александр Герасимчев в нью-йоркских сценах играл художника, которого Кемпбэлл считал своим другом, но тот оказался тоже шпионом, только русским.
Очень органично сыграл вербовщика Фрэнка Виртанена Евгений Нестеров. Возможно, благодаря актерской харизме его герой единственный из пестрого окружения Кемпбелла вызывал симпатию зрительного зала.
Гротеск и черный юмор на время уходили со сцены, когда на ней появлялась героиня Инессы Талашкевич – сначала в образе жены Хельги, а потом ее младшей сестры Рези.
Гибель жены стала для Говарда Кэмпбелла началом конца, от которого его не спасла даже новая любовь.
Очень красивые сцены с Хельгой напоминают о том, что Кембэлл не хотел воевать ни на чьей стороне. Но оказывается, по Воннегуту, просто писать, жить с любимой женщиной – в этом мире невозможно. Писатель не верил в светлое будущее человечества.
Ранее «Таймырский телеграф» рассказывал об арт-лаборатории в театре, которая завершилась путешествием на планету Прекрасная Далекая .
.
Валентина Вачаева
Фото: Николай Щипко
Последние новости
Круглый стол судов Восточно-Сибирского округа
Судебные заседания проходят в формате веб-конференции
Прокуратура подала иски против образовательных учреждений и подрядчиков в Красноярском крае
Иски касаются контрактов на поставку продуктов и строительство бассейна.
Поддержка семей участников спецоперации в Красноярском крае
Губернатор Михаил Котюков встретился с активом Комитета семей воинов Отечества.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований