Мой первый отчаянный класс
История о школьном пути длиною в полвека В преддверии Дня учителя мы пообщались с одним из старейших педагогов города – Зоей Парфёновной Белевской.
История о школьном пути длиною в полвека
В преддверии Дня учителя мы пообщались с одним из старейших педагогов города – Зоей Парфёновной Белевской.
– В моё время обязательным было 4-летнее образование. Но мне хотелось учиться дальше. Единственная из своей деревни я ходила пешком по 10 километров в среднюю школу в районном центре. В то время ученики всё делали сами: заготавливали дрова, убирались в классах и на территории, участвовали в сборе урожая на колхозных полях. Нас готовили к жизни.
– Как считаете, образование тогда и сейчас отличается?
– Не идёт ни в какое сравнение. Учителя преподавали так, что темы от зубов отскакивали. Если кто-то из школьников не понимал предмета, педагоги оставались с ними после уроков. А какие учителя были! Люди, преданные своему делу! Помню педагога Афанасия Никифоровича Матвеева. Его полуживого привезли из блокадного Ленинграда. Сказочный учитель физики. Предмет сухой и точный, а он рассказывал так, что мы заслушивались. Учителей из Ленинграда много было. В 5-х и 6-х классах английский язык преподавала учительница, которую во время войны с обмороженными руками вывозили по «дороге жизни». Кисти рук ей удалось сохранить, но помню, пальцы были вздутые, как сардельки.
– Как вы решили стать учителем?
– Стечение обстоятельств. После школы я поехала в Томск поступать в университет на юридический факультет. Мне не хватило 1-го балла. Ревела три дня. В приёмной комиссии предложили поступить на биолого-почвенный факультет. Учиться понравилось благодаря нашему зоологу, профессору Боду Германовичу Иоганзену. Он был из немецких переселенцев. Преподаватель – от Бога. Обладал таким багажом знаний, какой сейчас преподавателям в университетах и не снится. В вузе я встретила своего будущего мужа Виктора, поженились, родилась дочь. Академический отпуск в то время не давали. Дочку забрала моя мама, а мы продолжили учиться.
– Как оказались в Ачинске?
– С мужем приехали сюда по распределению в 1954 году. Катастрофически не хватало учителей. Устроились работать в школу № 43. Я свой первый урок запомнила на всю жизнь: 7-й класс, урок биологии. До меня предмет вела пожилая женщина. На её занятиях ребята могли по классу на партах кататься. Когда впервые зашла в этот отчаянный класс, маленькая, молоденькая, и встала за кафедру… ребята сорвали урок. В конце занятия я сказала: «Ваше веселье закончилось!» И так их «зажала», что они головы в сторону повернуть не смели во время урока. Многие за это меня возненавидели. Один из учеников с родителями уехал жить в Латвию, и представляете, попал в класс с двоюродной сестрой моего мужа. Парень сказал родственнице: «Виктор Викторович – очень хороший, но жена у него змеища!» Поняла, что так строго с детьми нельзя, смягчилась. Хотя раньше с наказаниями проще было. Можно было, например, ученика в угол поставить, выгнать из класса. Стыдно сказать, но иногда на детей орала и за шкирку выводила. Но, когда спустя много лет уходила из школы в МТТ, ребята не хотели меня отпускать. Однажды на ленту в техникум пришёл целый класс, дети уговаривали вернуться в школу. Кстати, я учила и вашего главного редактора – Валентину Колесникову. Была её классным руководителем с 5-го по 10-й класс.
Фото Зои Парфёновны часто висело на доске почёта.
– Помните интересные случаи из школьной жизни?
– Вела я урок «Основы дарвинизма». Один мальчишка, лентяй страшнейший, написал в контрольной работе: «Если корове мы будем массажировать вымя, будет очень много молока, и тогда мы догоним и перегоним США». Подумал, если затронет политику, то я не посмею ему двойку поставить. Не тут-то было!
На уроке химии вызвала одну из учениц рассказать про руду феррохром, а она вместо феррохром сказала херохром. Я опешила, а школьница заявила: «Да чёрт в вашей химии разберётся!»
Университетские годы.
– По-вашему, современные школьники изменились?
– Дети стали совсем другими, им чужд физический труд, они не знают, что такое уважение. Теперь детский труд нельзя использовать. У моей соседки дочка во 2-м классе, а с уборкой по дому помогать не хочет, угрожает ещё: «Позвоню по "телефону доверия" и скажу, что ты эксплуатируешь меня!» Да и учителя стали другими. Несколько лет я занималась репетиторством. Как-то с девочкой «подтягивали» химию. Новую тему она законспектировала, выучила и рассказала на уроке. Так учительница её конспект переписала. Это о многом говорит.
– Как относитесь к ЕГЭ?
– Всегда была против. Когда ребёнок сдаёт устный экзамен, у него развивается речь, мышление. Сейчас память у детей плохая. Правительство испортило систему образования. У учителей нет времени на то, чтобы учить, они занимаются заполнением бумаг. А в современные учебники напихали столько ненужного, что для нужного места не осталось.
Автор: Наталья МолочайПоследние новости
Антикоррупционная экспертиза в Красноярском крае
Процесс независимой экспертизы нормативных актов в органах власти.
Краевой центр Красноярска: проблемы и перспективы
Анализ текущего состояния и будущего развития Красноярского края.
Совещание по детенизации экономики в России
Экспертный совет обсудил актуальные вопросы жилищного строительства.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований