Мой первый отчаянный класс

История о школьном пути длиною в полвека В преддверии Дня учителя мы пообщались с одним из старейших педагогов города – ​Зоей Парфёновной Белевской.

История о  школьном пути длиною в  полвека

В  преддверии Дня учителя мы пообщались с  одним из старейших педагогов города – ​Зоей Парфёновной Белевской.

– В моё время обязательным было 4-летнее образование. Но мне хотелось учиться дальше. Единственная из своей деревни я  ходила пешком по 10 километров в  среднюю школу в  районном центре. В  то время ученики всё делали сами: заготавливали дрова, убирались в  классах и  на территории, участвовали в  сборе урожая на колхозных полях. Нас готовили к  жизни.

– Как считаете, образование тогда и  сейчас отличается?

– Не идёт ни в  какое сравнение. Учителя преподавали так, что темы от зубов отскакивали. Если кто-то из школьников не понимал предмета, педагоги оставались с  ними после уроков. А  какие учителя были! Люди, преданные своему делу! Помню педагога Афанасия Никифоровича Матвеева. Его полуживого привезли из блокадного Ленинграда. Сказочный учитель физики. Предмет сухой и  точный, а  он рассказывал так, что мы заслушивались. Учителей из Ленинграда много было. В  5-х и  6-х классах английский язык преподавала учительница, которую во время войны с  обмороженными руками вывозили по «дороге жизни». Кисти рук ей удалось сохранить, но помню, пальцы были вздутые, как сардельки.

– Как вы решили стать учителем?

– Стечение обстоятельств. После школы я  поехала в  Томск поступать в  университет на юридический факультет. Мне не хватило 1-го балла. Ревела три дня. В  приёмной комиссии предложили поступить на биолого-почвенный факультет. Учиться понравилось благодаря нашему зоологу, профессору Боду Германовичу Иоганзену. Он был из немецких переселенцев. Преподаватель – ​от Бога. Обладал таким багажом знаний, какой сейчас преподавателям в  университетах и  не снится. В  вузе я  встретила своего будущего мужа Виктора, поженились, родилась дочь. Академический отпуск в  то время не давали. Дочку забрала моя мама, а  мы продолжили учиться.

– Как оказались в  Ачинске?

– С мужем приехали сюда по распределению в  1954  году. Катастрофически не хватало учителей. Устроились работать в  школу № 43. Я  свой первый урок запомнила на всю жизнь: 7-й класс, урок биологии. До меня предмет вела пожилая женщина. На её занятиях ребята могли по классу на партах кататься. Когда впервые зашла в  этот отчаянный класс, маленькая, молоденькая, и  встала за кафедру… ребята сорвали урок. В  конце занятия я  сказала: «Ваше веселье закончилось!» И  так их «зажала», что они головы в  сторону повернуть не смели во время урока. Многие за это меня возненавидели. Один из учеников с  родителями уехал жить в  Латвию, и  представляете, попал в  класс с  двоюродной сестрой моего мужа. Парень сказал родственнице: «Виктор Викторович  – очень хороший, но жена у  него змеища!» Поняла, что так строго с  детьми нельзя, смягчилась. Хотя раньше с  наказаниями проще было. Можно было, например, ученика в  угол поставить, выгнать из класса. Стыдно сказать, но иногда на детей орала и  за шкирку выводила. Но, когда спустя много лет уходила из школы в  МТТ, ребята не хотели меня отпускать. Однажды на ленту в  техникум пришёл целый класс, дети уговаривали вернуться в  школу. Кстати, я  учила и  вашего главного редактора – ​Валентину Колесникову. Была её классным руководителем с  5-го по 10-й класс.

Фото Зои Парфёновны часто висело на доске почёта.

– Помните интересные случаи из школьной жизни?

– Вела я  урок «Основы дарвинизма». Один мальчишка, лентяй страшнейший, написал в  контрольной работе: «Если корове мы будем массажировать вымя, будет очень много молока, и  тогда мы догоним и  перегоним США». Подумал, если затронет политику, то я  не посмею ему двойку поставить. Не тут-то было!

На уроке химии вызвала одну из учениц рассказать про руду феррохром, а  она вместо феррохром сказала херохром. Я  опешила, а  школьница заявила: «Да чёрт в  вашей химии разберётся!»

Университетские годы.

– По-вашему, современные школьники изменились?

– Дети стали совсем другими, им чужд физический труд, они не знают, что такое уважение. Теперь детский труд нельзя использовать. У  моей соседки дочка во 2-м классе, а  с  уборкой по дому помогать не хочет, угрожает ещё: «Позвоню по "телефону доверия" и  скажу, что ты эксплуатируешь меня!» Да и  учителя стали другими. Несколько лет я  занималась репетиторством. Как-то с  девочкой «подтягивали» химию. Новую тему она законспектировала, выучила и  рассказала на уроке. Так учительница её конспект переписала. Это о  многом говорит.

– Как относитесь к  ЕГЭ?

– Всегда была против. Когда ребёнок сдаёт устный экзамен, у  него развивается речь, мышление. Сейчас память у  детей плохая. Правительство испортило систему образования. У  учителей нет времени на то, чтобы учить, они занимаются заполнением бумаг. А  в  современные учебники напихали столько ненужного, что для нужного места не осталось.

Автор: Наталья Молочай

Последние новости

Антикоррупционная экспертиза в Красноярском крае

Процесс независимой экспертизы нормативных актов в органах власти.

Краевой центр Красноярска: проблемы и перспективы

Анализ текущего состояния и будущего развития Красноярского края.

Совещание по детенизации экономики в России

Экспертный совет обсудил актуальные вопросы жилищного строительства.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Анжеро-Судженске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *