Нам нужно перевернуть сознание!
Кодинские педагоги приняли участие в Форуме инклюзивных практик в Красноярске Есть ли жизнь для особого человека после 18 лет?
Кодинские педагоги приняли участие в Форуме инклюзивных практик в Красноярске
Есть ли жизнь для особого человека после 18 лет? Какая она? Что происходит с выпускниками коррекционных школ с ментальными нарушениями развития? Кто-нибудь думал об этом?
До восемнадцати лет ребёнок ходит в детский сад, потом в спецшколу, посещает кружки, секции, праздники. Он нужен, окружён педагогами и другими людьми… А что потом?
Как правило, потом такие уже повзрослевшие люди остаются в четырёх стенах и становятся обузой для своих родных, которым, скорее всего, придётся уйти с работы, ограничиться в контактах, чтобы обеспечить уход и внимание своему особенному члену семьи. А ведь в восемнадцать ни для него, ни для них жизнь не заканчивается: он вырос, изменились потребности, он, как и любой человек, хочет быть нужным, полезным, востребованным, любимым! И ведь он может работать, только вы дайте ему необходимые навыки, научите его самостоятельно жить в обществе, обеспечьте ему необходимые условия труда.
Совсем недавно я побывала на Четвертом Форуме инклюзивных практик в Красноярске. Это мероприятие подняло вопросы инклюзивного образования: как поддержать ребят с нарушением развития и как повысить уровень квалификации специалистов.
Площадки Форума работали в конференц-залах отеля «Hilton Garden Inn» с 23 до 25 сентября. В программе — презентация лучших инклюзивных практик, обсуждение инклюзивного образования в Красноярском крае и системы сопровождения детей с выраженными нарушениями развития, а также семинары для специалистов края от различных экспертов.
Открывала Форум руководитель движения «Право на счастье» Надежда Болсуновская: «В этом году наш Форум включает в себя все сферы инклюзии. Он про то, как люди с особыми потребностями могут на равных учиться, работать, творить, общаться и жить в социуме без барьеров».
В Форуме в статусе бизнес-партнера участвовало красноярское отделение ПАО «Сбербанк» и рассказало о своих инклюзивных проектах. В качестве примера был приведен «Зеленый марафон», медали для которого заказали в «Трудово» — интеграционно-трудовых мастерских для социальной занятости людей с выраженными нарушениями развития в Красноярске. Участники проекта создают простую, но хорошую продукцию по заказу бизнеса, жителей, социальных и образовательных учреждений.
На Форуме мы узнали об успешных инклюзивных историях Красноярского края. Например, о девушке с алопецией Элизе, которая преодолела комплекс облысения и стала неординарной фотомоделью, её пригласили на неделю показа моды в Москве Moscow Fashion Week. Думаю, что эта поездка перевернёт всю её жизнь! Вторая история была о девушке Саше на коляске, которая участвовала в проекте «Живые картины» и на фото стала «Алёнушкой» В. М. Васнецова. Она искренне радуется своему прикосновению к искусству! А как счастлив Алёша Протопопов, что может своими руками делать оригинальные светильники, которые с большим успехом продавались на инклюзивной ярмарке Форума!
Проблемно-установочная сессия «О точках развития инклюзии» прошла с участием международных и федеральных экспертов: Светланы Алёхиной (кандидат психологических наук, проректор по инклюзивному образованию МГППУ, директор Института проблем инклюзивного образования), Тамары Вахлиной (основатель и руководитель Nodibinajums Fonds Кора Латвия, руководитель мастерских, дневного центра и квартир сопровождаемого проживания в Риге), Ольги Семенковой (заведующая образовательным центром производственно-трудовых мастерских Пскова), Марины Семенович (заместитель директора по инновационной деятельности школы «Абсолют г. Москва»)
Состоялась презентация практик и защита проектов в конкурсе «Инклюзивная перспектива» по девяти номинациям, среди которых: «Организация НОД в инклюзивном дошкольном образовании», «Выстраивание партнёрства с родителями в решении задач развития ребёнка с ОВЗ в инклюзии», «Организация образовательной деятельности в инклюзивном дополнительном образовании: технологии, приёмы, способы и т.д.», «Современные технологии сопровождения ребёнка и молодого человека в рамках системы социальной инклюзии», «Модели профориентации подростков с ОВЗ и другие».
37 педагогов и специалистов из Красноярска, Канска, Минусинска, Зеленогорска, Кодинска, из Томской области представили проекты и педагогические разработки по темам: «Активация детей с особыми возможностями здоровья в сюжетно-ролевую игру посредством «социальных историй», «Сопроводительное портфолио ребёнка с ОВЗ в рамках преемственности между дошкольным учреждением и школьным», «Школьный клуб инклюзивной поддержки «Мы вместе», «Использование элементов сенсорной интеграции и работы с ритмами в работе логопеда», «Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей» и др.
Призёры получили денежное вознаграждение в 10, 7 и 5 тысяч рублей. Победителем стал учитель технологии из Канска с работой «След на будущее»; 24 сентября он улетел представлять наш край в Москве.
Одновременно на трёх площадках Форума в Красноярске прошло шесть семинаров.
На панельной дискуссии «Нестандартный ребёнок в стандартной школе» прошли дебаты между представителями власти и народа. Состоялся предельно откровенный разговор с представителями Министерства образования края, директоров школ, учителей, и родителей.
Вниманию участников Форума представлен фрагмент авторского спектакля «Назад в детство» режиссёра инклюзивной театральной студии «Право на счастье» И. Белой.
В спектакле дети говорили о дружбе и любви обычных и особенных людей: «Нельзя заставить прекратить мечтать, ведь даже самые маленькие детские мечты должны сбываться, чтобы происходили большие фантастические вещи». Всё это растрогало нас
до слёз!
Инклюзивный модный показ М. Потылициной показал: мода не имеет границ. Ребята с ментальными нарушениями и на колясках оригинально демонстрировали нам одежду в стиле Casual с собственными авторскими принтами. Было видно, что это доставляет им огромное удовольствие!
В заключительный день в Центре молодёжных инициатив «Форум» на Острове отдыха Н. Болсуновская, А. Ксензик и я организовали мастер-класс «Роль вестибулярной и проприоцептивных систем в развитии и обучении ребёнка и практики их формирования». Участники Форума узнали, что такое сенсорная интеграция и как её можно организовать подручными средствами.
Представителями Кодинска на Форуме стали Л. А. Давыдова и А. А. Ксензик. Учитель-логопед МБДОУ «Солнышко» Анна Александровна выступала в качестве эксперта Форума: она провела мастер-класс на тему «Использование элементов сенсорной интеграции и работы с ритмами в работе логопеда».
Анна Александровна поделилась: «Форум превзошёл все ожидания грандиозностью. Понравилось всё! На панельной дискуссии радовало, что разговор между учредителями и исполнителями был максимально откровенным. Из семинаров я многое взяла для своей практической деятельности. Сколько, оказывается, интересных и необычных практик в сфере инклюзии! Здесь нет равнодушных, все педагоги активные, творческие, они любят свою профессию, у них горят глаза».
А это мнение Л. А. Давыдовой, руководителя РМО узких специалистов: «В нашей стране проблема инклюзии очень актуальна. К сожалению, в этой области мы значительно отстаём от западных коллег, особенно в вопросах помощи детям и взрослым с ОВЗ. Наше общество не готово к инклюзии. Надо «перевернуть» сознание педагогов, социальных работников, тех, кто непосредственно принимает участие в судьбах особых людей. Педагогам не хватает знаний инклюзивных технологий для работы с детьми с особыми потребностями. Существует информационный и практический голод. Такие мероприятия, как Форум, помогают приобрести определённые знания и умения для работы, получить поддержку и одобрение коллег и даже просто убедиться, что ты на верном пути. С первого дня Форума мы окунулись в тёплую душевную атмосферу».
Хочется верить, что прошедший Форум станет началом грандиозных преобразований в сфере инклюзии в нашем городе и в крае, что будет создана стабильная система поддержки ребят с выраженными нарушениями развития 18+.
Так хочется, чтобы система мастерских, дневных центров, сопровождаемого проживания, поддерживаемого трудоустройства стали нормой жизни, а для бизнеса стало обычной практикой обращаться с заказами и к социальным сферам.
Здоровое общество – то, которое принимает любого человека без учёта его особенностей, потребностей, вероисповедания.
Ольга Бондаренко,
внештатный корреспондент
Фото из архива автора
На снимке:
Ольга Бондаренко, Анна Ксензик
(АП)
Последние новости
Бесплатный вебинар по изменениям в налоговом законодательстве
Федеральная налоговая служба Красноярского края проведет онлайн-семинар для налогоплательщиков.
Награждение героев Северного города
Более 85 тысяч человек проголосовали за претендентов на премию.
Премия Городского центра культуры: Подведение итогов и награждение победителей
В Городском центре культуры состоялась церемония награждения выдающихся проектов.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку