Дорога в Талнах раньше была испытанием для водителей и пассажиров
Главной проблемой, с которой столкнулись при строительстве Талнаха, была транспортная.
25 километров от Норильска – тоже невеликое расстояние. Но на пути – река Норильская (Норилка), а за ней непролазные тундровые «джунгли».
Дорога в Талнах, 1961 годДо весны 1961 года все грузы в поселок талнахских геологов везли из Норильска вкруговую: вниз по Норилке, потом через озеро Пясино и оттуда – к горам.
Большую часть года действовал зимник, а в навигацию этот путь проходили по воде.
В 1962-м в районе поселка Геологов даже построили собственную взлетно-посадочную полосу, которая, по воспоминаниям очевидцев, круглосуточно принимала самолеты со стройматериалами и продовольствием. А тем временем к Талнаху стали тянуть дороги – автомобильную и железную.
Полет на вертолете в Талнах, 1960 год Приезд в Талнах Владимира Долгих, 1961 год Авиаотряд северной авиации в Талнахе, 1965 годСтроительство автодороги окончили в июле 1963 года. Впрочем, ей тогда не хватало одной существенной детали – моста через реку Норилку. Его завершили только в 1965-м. А до того времени транспорт ходил летом по понтонному мосту , а зимой – прямо по льду.
Дорога в Талнах, 1964 годНесмотря на это, между Норильском и Талнахом началось регулярное автобусное сообщение . Проезд на автобусе №16 по маршруту «автостанция Норильска – поселок Талнах» стоил целых 45 копеек.
1962 годВесной, когда лед Норилки еще держал машины, но талые воды уже затапливали переправу, путь в Талнах становился настоящем испытанием. Пассажиры из соображений безопасности преодолевали его пешком, а пустые автобусы водители вели с открытой дверью, чтобы успеть выскочить, если лед не выдержит.
Вездеход на Норилке, август 1960 годаПосле открытия моста через Норилку в Талнах стал ходить и железнодорожный транспорт . Первая электричка линии Норильск – Талнах пошла в ноябре 1966 года. Городская газета тогда писала:
«Трижды в сутки привозит поезд сюда горняков и строителей. Поэтому на автобусных остановках талнахского поселка сегодня пусто. Пассажиров мало, и даже не верится, что совсем недавно им приходилось занимать места в автобусах «с боя». Талнах растет…»
Первый кирпичный дом Талнаха на улице Строителей, 7, 1964 годВ прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что первый общественный транспорт Норильска был гибридом грузовика и автобуса: приближение монстра, сделанного на основе тягача, было слышно издалека .
Светлана Ферапонтова
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»
Последние новости
Форум молодёжи в Сенеж: обсуждение электоральных процессов
Представители Красноярского края участвуют в всероссийском форуме, посвящённом выборам.
Мэр Ачинска подал в суд из-за оскорбительного клипа
Игорь Титенков требует привлечь к ответственности создателей видео с песней оскорбляющей его достоинство.
Как вести себя во время землетрясения
Основные правила безопасности при землетрясениях.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований