Милосердие не в жалости, а в помощи
Именно этот принцип является одним из основных в работе благотворительного фонда «69 параллель».
#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Фонду в этом году исполнилось 20 лет, 15 из которых им руководит Екатерина Галайда. Работа, выбранная ею в свое время едва ли не случайно, стала одним из смыслов ее жизни, причиной, которая не позволяет опускать руки ни в каких жизненных обстоятельствах.
Екатерина – коренная норильчанка, в детстве была вдохновлена примерами Дениса Терехова, Маши Махановой и мечтала стать журналистом:
«Классе в пятом увидела по ТВ репортаж об открытии в гимназии №4 класса журналистики и перевелась туда. Я романтически смотрела на профессию, мне казалось, это один из немногих способов увидеть мир, познакомиться с множеством людей – правда, тогда я не знала об НКО и фондах (смеется). Позднее я даже стажировалась на телестудии. Но в итоге выбрала иной путь: поступала на музеолога».
Такое решение кажется логичным, если учесть, что ее мама – большая поклонница искусства, в свое время работала моделью в местном Доме мод, папа – заядлый театрал, преподаватель музыки, джазмен. Но уехать сразу после школы не получилось: родители сочли, что дочь слишком юна, чтобы жить одной в большом городе. И наша героиня, чтобы не терять год, училась сама по книгам, взятым в библиотеке, и даже окончила курсы делопроизводителя:
«Все мои одноклассники где-то учились, и я думала: все, жизнь пошла по наклонной (смеется). Но в итоге курсы пошли мне на пользу, эти знания пригождаются даже сейчас. Во-первых, я научилась печатать десятью пальцами, освоила стенографию, нас обучали основам делового этикета, умению писать письма, архивировать документы и так далее. Начала подрабатывать на дому, набирая печатные работы, тогда редко у кого был компьютер».
В институт Екатерина уехала на следующий год, получив предложение от родителей одноклассницы, которых зашла поздравить с Новым годом, пожить вместе с их дочерью в собственной квартире во Владимире: вместе, мол, веселее.
«Мне нравилось во Владимире, полюбилась история искусств, но я не понимала, чем заниматься после выпуска. Правда, в мечтах видела себя галеристом. Но тут позвонил папа и предложил оплатить мое обучение. Родители давно жили раздельно, он платил алименты, но мне уже было 18, и он захотел и в этом возрасте поддержать дочь. И я сразу загорелась – Москва. Перевелась на менеджера по туризму, поскольку музеолога не нашла. Уехала с огромным воодушевлением: сейчас оглядываюсь, думаю, как осмелилась? Москва в начале нулевых была совсем другой. Но я ничего не замечала – столица же, мечта сбылась!»
Менеджером по туризму Екатерина тоже не стала и в какой-то момент даже бросила институт. Решила, что пора работать, и пошла… в «Макдональдс». Параллельно, желая стать искусствоведом, готовилась поступать в знаменитую Строгановку:
«Папа, приехав летом навестить меня и узнав новости, пришел в ужас. Но педагогическая выучка помогла ему пережить мое решение, и он предложил: вновь оплатит мое обучение, но профессию выберет сам. И снова выбор пал на менеджера по туризму, хотя профессия меня к этому времени несколько разочаровала – никакой тебе географии и интересных рассказов о путешествиях, больше математики, экономики и управления. А на поступлении одна женщина в комиссии подсказала: идите лучше на иняз, не пожалеете. Папа одобрил. Помню, как увидела 1 сентября расписание: сплошной английский. Даже страшно стало, хотя я язык знала неплохо и любила благодаря репетитору, к которой ездила в школьные годы в Оганер. К счастью, все сложилось, в группу влилась без проблем, учиться понравилось. И я уже видела себя выпускником, но снова не срослось. Теперь уже по личным причинам».
Мама Екатерины попала в тяжелую автоаварию, и девушка вернулась в Норильск, чтобы помогать дома. Катя с благодарностью говорит о хирургах, сотворивших не иначе как чудо:
«Благодарю судьбу, что мама попала к врачу, который взял на себя смелость собрать ей ногу практически заново. В противном случае ей грозила ампутация».
В Норильск Катя ехала с мыслью, что это ненадолго: как мама встанет на ноги, она вернется доучиваться. Девушка не была тут пять лет и не представляла даже, что вернется: уезжая, как будто отрубила старую жизнь – друзей тут почти не осталось, в школу работать не брали без записи «педагог» в дипломе. Тогда наша героиня стала преподавать как репетитор. Ей нравилось работать с детьми, студентами. Примерно в это же время она открыла для себя интернет:
«Мой двоюродный брат познакомил меня с форумом «Чувачок», большим сообществом, где легко было найти единомышленников. Там я позже познакомилась, кстати, с будущим мужем, но прежде записалась в модераторы, стала вести разделы про искусство, культуру, английский, городскую афишу. Я находила там общение, которого мне не хватало в жизни».
Постепенно жизнь налаживалась, маме становилось лучше, и Екатерина стала планировать отъезд в Москву. Но теперь уже задержал будущий муж, Вячеслав Галайда. У молодых людей развивались отношения, а Вячеслав играл в недавно зародившейся группе Zippers, здесь у него была работа, друзья, росла дочка от первого брака:
«Глядя на него, я понимала, что переехать могу всегда, а найти своего человека – нет. А еще мне не хватало полной семьи – я с детства смотрела на такие семьи одноклассников, тянулась к этому. К тому же мне очень импонировало, что он не готов покидать дочь».
И тут встал вопрос: раз работаешь, пора нарабатывать стаж, а у нее даже нет трудовой книжки. В газете Екатерина увидела объявление о наборе в центр семьи – требовались психологи, соцработники и другие сотрудники:
«Я пришла к Людмиле Проскуряковой, легендарной женщине, основавшей одну и первых НКО в Норильске – Ассоциацию деловых женщин. Меня восхищало то, чего она добилась: под НКО организовали бюджетное учреждение! Больше того, она занималась табуированной в те годы темой домашнего насилия, что вызывало огромное уважение. Я честно ей рассказала, на кого училась и почему не завершила обучение, и она меня взяла. Ей нужны были люди со знанием английского из-за большого числа зарубежных грантов и приезжавших гостей».
Через время Екатерина вышла замуж и пошла в декрет, в планах было воспитание ребенка. Но вдруг она получила предложение возглавить фонд «69 параллель». Тогда директором была его основательница Нина Карасева. Уезжая на материк, она планировала перенести туда и фонд, но оставить филиал в Норильске. Требовался руководитель, имеющий опыт работы в НКО:
«Меня удивило ее решение, но она ответила, что, если я не справлюсь, можем закрыть. Я подумала: как закрыть, есть же проекты, помощь людям! И решилась».
Первым проектом стала программа по профилактике ВИЧ в ИК-15. Вели тренинги для осужденных, причем «на зону» Катя приходила, будучи еще беременной. Не скрывает, что переживала, не испугается ли. Но подстегивал мотив: социальная значимость проекта:
«Работа в фонде сначала была вызовом для меня. Во-первых, по своей значимости и объему задач. Во-вторых, я человек необщительный, да и воспитание бабушки было таким: не высовывайся, найди нормальную работу. Но я хотела иного. Фонд развивался, с дочкой помогали моя мама и, конечно, Слава – с папой ей, а мне с мужем повезло. Мужу вообще отдельная благодарность: он был не против моей «нестабильной» работы с большой занятостью, командировками и низкой зарплатой».
Тогда, поскольку в фонде «69 параллель» зарплаты она не получала, совмещала с занятостью в фонде «Территория добра». В годы становления фонды, словно братья, жили в одном помещении, на двоих работал один бухгалтер, да и проекты часто перемежались. А потом ощутила – на свой фонд времени уже не хватает. И решилась остаться только в нем. Первым самостоятельно написанным проектом, выигравшим грант, был проект на поддержку людей с ВИЧ. Екатерина рассказывает, какую неоценимую помощь, а позже равное партнерство оказала Екатерина Карасева, дочь Нины Васильевны, назначенная в свое время председателем фонда:
«Катя тогда училась на очном отделении, была совсем молода и видела себя в другой деятельности. Но очень много помогала нам, в том числе как дизайнер. Это была дорогая услуга, а мы берегли наши ресурсы. Позже она стала осваивать бухгалтерию – занималась документами, оплачивала счета, сдавала отчеты. Вместе мы реализовывали наш проект: давали консультации по теме ВИЧ, лекции. Позже я написала еще один проект на поддержку семей с детьми, больными ВИЧ. Чем глубже мы погружались в тему, тем больше видели тех, кому требуется содействие и помощь. На форуме «Чувачок» я завела раздел «Благотворительность», а с сообществом мамочек сделали первую фандрайзинговую акцию: скинулись и купили елку и игрушки в отделение ВИЧ-инфекции. В этом проекте нам очень помогали наши друзья и партнеры – аниматоры «Шалуны», которые провели чудесные утренники для наших благополучателей».
С годами спектр работы рос, и, как часто случается в НКО, при ограниченности кадров самим приходилось делать все – от написания грантов до уборки помещений. А вскоре два фонда – «69 параллель» и «Территория добра» – разделились территориально: второй получил свое помещение от администрации. Для «69 параллели» это означало увеличение административных расходов: нужно было самим оплачивать услуги ЖКХ, ремонты. Это стало временем старта фандрайзинга, благотворительных акций и ярмарок. Тогда же, говорит Екатерина, стала замечать изменение отношения к НКО: прежде многие не представляли, как с ними работать, пугались подчас наличия иностранного финансирования. Директор фонда подчеркивает, что «69 параллель» никогда не была иноагентом:
«Мы открыты и прозрачны, нам всегда это было важно. Хотя всегда были те, кто считал, что мы просто отмываем деньги. К счастью, сегодня работа с НКО в городе и в стране налаживается, да и люди все больше узнают о таких организациях, отношение становится позитивнее».
Одним из самых известных направлений работы фонда стал «Сундук». Появился он в 2015 году, когда фонд устраивал акцию «Делай парк» совместно с медиакомпанией «Северный город». Одной из площадок стало проведение городского фримаркета. Получилось хорошее мероприятие, на котором вступали музыканты, художники, горожане обменивались вещами, цветами, книгами.
«Сбор вещей мы объявили за неделю, и наши комнаты забили очень быстро. Немало вещей осталось и после акции – помню, как минимум забитую «Газельку». Самым необычным предметом стала кухонная вытяжка в упаковке. Хотя и прежде люди приносили к нам вещи, не зная, куда еще отдать. Часть мы передавали в КЦСОН, часть раздавали нуждающимся. Одна обеспеченная женщина принесли две норковые шубы – тогда они были очень дорогие, а также итальянские платья, туфли, сказала все продать, деньги направить на благотворительность. После «Делай парк» мы поняли, что нужно устроить «Сундук» на постоянной основе. Первое время приходили по два-три человека в день, сегодня – до сотни. И это не считая тех, кто приносит нам вещи, а их столько, что вещи мы считаем килограммами и тоннами. Для меня «Сундук» – это вечный двигатель. Не все готовы и всегда могут пожертвовать деньги. Тут же посильно принять участие каждому, ведь ненужные вещи найдутся в любом доме», – говорит Екатерина.
Благодаря «Сундуку» появились и денежные пожертвования, которые направляли на оказание помощи детям. Первый сбор перевели в «Территорию добра» на пересадку костного мозга ребенку. Малыша, к сожалению, тогда не спасли – тут Екатерина не сдерживает слез: прошло много лет, но каждый такой случай оставляет свой след.
Фонд расширялся, прирастая все новыми благотворителями и акциями: появился фестиваль в Талнахе «Заварка-фест» – байкеры Норильска за деньги предлагали сфотографироваться всем желающим на свои «железных конях», «Боевое братство» организовало зрелищные показательные выступления и выставку оружия, рок-группы города провели концерт, множество НКО присоединилось со своими площадками, а вырученные деньги пошли в фонд на оплату реабилитации детям.
«Мы признательны всем, кто участвовал или продолжает участвовать в наших мероприятиях: творческие коллективы города, рок-музыканты, самые разные сообщества. Со временем мы стали оплачивать детям выездную реабилитацию. Но потом поняли, что какие-то виды занятий можно проводить и в Норильске. Дети с инвалидностью смогут их посещать круглый год, что гораздо эффективнее, не надо тратить деньги на дорогу. Так мы с Екатериной Карасевой узнали о московском проекте «Лыжи мечты», в рамках которого детям с ДЦП, тяжелыми нарушениями помогают встать на горные лыжи. Это был эффект вау, не укладывалось в голове! Мы взяли тему в разработку и поняли, как у нас много таких детей. Как хотелось показать им этот мир, ведь они зачастую прикованы к своему дому. Знаете, мы заметили, когда думаешь о чем-то, появляются люди, помогающие в этой идее: например, примерно в это же время познакомились с Мариной Третьяк, инструктором, работающей с детьми-инвалидами на воде. Договорились с бассейном, и у нас в городе появились занятия по гидрореабилитации. Потом познакомились с ребятами из РСО «Шторм» и сделали «Ролики мечты». С лыжами не сложилось – пока искали людей, закрылась гора Отдельная, начался ковид. Но идею не бросаем», – отметила Екатерина.
С тех пор число направлений только росло, сегодня в фонде продолжают проводить тренировки на роликах, также занимаются ABA-терапией с детьми-аутистами, йогой, проводятся тренинги по развитию мягких навыков. К сожалению, не всегда хватает инструкторов. Поэтому в этом году удалось привезти тренера из Москвы и организовать интенсив по роликам для 20 ребят с инвалидностью.
В 2019 году появилась и мастерская «Плавь пластик» – спасибо ребятам из экомарафона «Норникеля» «Понеслось» и команде «Корюшка», показавшим, что переработка пластика не всегда требует промышленных масштабов. Сегодня в мастерской делают сувенирную продукцию, лавки, клумбы, урны, а также проводят занятия для школьников, изобретателей, студентов.
Екатерина Галайда рассказывает, что новые направления работы всегда подсказывает жизнь. Но мне кажется, не замечает, что именно ее желание делать добро управляет процессом куда сильнее. Например, «Подарошная» – популярная и ежегодная сегодня акция, на которой горожане могут купить изделия ручной работы, – появилась тоже благодаря ее внимательности. Гуляя однажды по стадиону «Заполярник», Екатерина заметила выставку работ местных мастериц:
«У меня всегда был стереотип: рукоделие равно поделки. А тут я увидела авторские куклы, потрясающие вещи, выполненные с высоким уровнем мастерства! Я даже не представляла, что в Норильске есть мужчины и женщины, находящие после работы время делать такие уникальные и красивые вещи. Мы разговорились, поделились контактами, и со временем из нашей дружбы выросла «Подарошная» – ярмарка, навевающая мысли о Петербурге, красоте, подарках, это своего рода намек: тут вы найдете уникальные презенты для себя и самых близких. Первый благотворительный базар прошел на автовокзале, а сегодня его традиционный дом – СРК «Арена».
Она уверена: милосердие – это не чувство жалости к тем, кто оказался в трудной ситуации, а действия, которые могут изменить жизнь человека к лучшему. Масштаб и формы этих действий могут быть очень разными: от доброго слова до материальной поддержки и волонтерской деятельности.
Я слушаю рассказ моей удивительной собеседницы и после спрашиваю: «Скажите, а Екатерина Галайда – счастливая женщина?» Она не думает ни секунды: «Да».
«Я благодарю судьбу, что нашла себя в этой работе, что сегодня в команде надежные люди, с которыми можно достичь самых амбициозных целей. Выгорания тут и близко нет. Порой я вообще понимаю, что помогаю в первую очередь себе – получаю ощущение наполненности, теплоты, понимания, что живешь не зря. Это двигает дальше и помогает развиваться. Плюс исполнилась мечта детства – путешествия. Я смогла благодаря работе в фонде побывать в разных городах страны как волонтер, устраивая акции, мероприятия, выстраивая отношения с партнерами. Также мне очень повезло с супругом, мы живем во взаимопонимании и с годами, зная трещинки друг друга, умеем принять друг друга. На работе я директор, а дома я ощущаю себя за мужем. Он заботится о доме, о детях, о наших мамах. Это муж-отец, о котором я мечтала с детства. Счастлива я и как мать. Моя дочь уже подросток, я с большим удовольствием наблюдаю ее взросление, мышление нового поколения. Вот у меня с профессией искусствоведа не сложилось, а она очень творческая. У нас теплые отношения, любим вместе ходить в музеи, в походы. Это уже не просто ребенок, а человек, с которым говоришь на равных», – добавила Екатерина.
Не могу не спросить ее и о планах: Норильск знаменит тем, что рано или поздно из него все же уезжают. Екатерина не скрывает: дочь растет, и рано или поздно ей поступать, возможно, тогда родители поедут с ней:
«Это мы еще обсуждаем. Знаете, с планами все сложно: ковид показал нам, что практически бессмысленно планировать на длительный срок. В моей голове, конечно, есть картинка будущего – спокойная старость, пенсия, внуки. Но пока сложно представить, как оставлю фонд: я не вижу себя в другой деятельности. Я даже прикидывала, чем займусь, если перееду. Поняла: то, чем занимаюсь сейчас, мне идеально подходит. Тем не менее нам с мужем, конечно, хочется пожить материковской жизнью. Так что не загадываю. Жизнь сама покажет».
О других интересных людях, ставших участниками проекта «Герой северного города» можно прочитать на нашем портале .
Текст: Мария Соколова, фото предоставила Екатарина ГалайдаПоследние новости
«Елка сюрпризов»
Все ближе главный зимний праздник. Время волшебства, надежд и подарков. Сделать счастливее детей помогает акция «Елка сюрпризов», которая помогает исполнить мечты детей и получить подарки на Новый год.
Заслуженных дудинцев поздравили с наступающим Новым годом
24 декабря в кинодосуговом центре «Арктика» состоялась традиционна встреча Почётных граждан Дудинки с руководством города.
Под Новый год — в библиотеку!
В преддверии новогоднего праздника в центральной библиотеке Дудинки состоялась традиционная встреча читателей старшего возраста — слушателей народного университета «Активное долголетие».
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией