Анатолий Качан: «Эта профессия изменила меня»
Единственный в Ачинске художник-реставратор икон – о своём ремесле - Образ весь изрезан, глаза вот, видите, пытались протыкать, – Анатолий Павлович склонился над очередной видавшей виды иконой.
Единственный в Ачинске художник-реставратор икон – о своём ремесле
- Образ весь изрезан, глаза вот, видите, пытались протыкать, – Анатолий Павлович склонился над очередной видавшей виды иконой. – Во времена советской власти православию сильно досталось. Всё связанное с религией нещадно уничтожалось. Теперь приходится с большим трудом восстанавливать. Кто-то служит Богу, посещая службы в храмах, молясь и ставя свечки, а я – возвращая к жизни образа святых.
– Как иконы попадают к вам и откуда?
– Приносят люди. А вот они их находят в самых неподходящих местах. Была у меня на реставрации икона, которая много лет выполняла функцию крышки в подполье. Другой накрывали кадушку в сенцах. Были случаи, когда иконы просто бросали на землю в качестве мостков и ходили по ним. Однажды наш сотрудник шёл на работу и на мусорке увидел икону Казанской Божией Матери, подобрал, принёс сюда в музей. Разумеется, после такого отношения состояние образов оставляет желать лучшего. Икону, над которой сейчас работаю, нашли ребятишки в сарае. Значительная часть изображённого на ней – утрачена. Уйдёт не один месяц на восстановление её.
– Расскажите о восстановлении образов? Допустим, у святого полностью уничтожен лик, как его рисуете?
– Для начала приходится определять, кто именно на иконе. Затем ищу другие изображения этого святого, и уже потом рисую. Это очень непростая работа. На реставрацию одной иконы могут уйти многие месяцы. Это кропотливый, многоэтапный труд.
Почти полностью уничтоженный образ нашли дети в сарае.
– Сейчас перед вами – икона. На ней трудно что-то разобрать. Такие получают вторую жизнь?
– Мне уже удалось выяснить: здесь был изображён Николай Чудотворец. Теперь предстоит изучить его особенности на других иконах: одежду, лицо и так далее, а затем буду приступать к реставрации.
– С иконами происходят различные чудеса. Сами становились свидетелем необычных, божественных проявлений?
– Был случай. Работал с образом, который мироточил. Бог, видимо, людям знаки делает, чтобы мы в веру возвращались.
– Вы сами – человек верующий?
– Сейчас, да. Каждый раз, перед тем как начать работать с иконой, я молюсь. Но так было не всегда. Я вырос в Советском Союзе атеистом. Но с годами всё встало на свои места. Теперь я с уверенностью могу назвать себя человеком православным.
– Реставрация икон – дело благословенное. Наверное, нельзя работать над восстановлением святого образа, не будучи к этому готовым, в первую очередь, духовно. Бывают моменты, когда вы просто не берётесь за инструменты?
– Такое часто бывает. День на день не приходится. Порой душа не идёт к этой работе, вдохновения нет. В такие моменты лучше себя не насиловать, а заняться чем-то другим. Благо в краеведческом музее я не только иконы реставрирую, но и другие экспонаты. Занимаюсь деревом, пластиком, металлом. Например, стул, на котором вы сидите, тоже восстановлен мной. Работы здесь хватает всегда.
– А наоборот бывает? То есть когда работа с иконами плодотворно влияла на вас?
– Случается такое. Иногда придёшь не в настроении. Начнёшь «возиться» с образом и дурное расположение духа уходит, становится комфортно и спокойно.
Икона долгое время выполняла в хозяйстве функцию крышки для погреба.
– Какая икона из тех, что вы восстанавливали, запомнилась больше других?
– Покрова Богородицы. Она самая старая икона из всех, с которыми я работал. На неё очень долго воздействовала влага. Она много лет пролежала в земле. Уничтожено было почти всё. Пришлось приложить очень много сил и средств, чтобы вернуть ей жизнь. На реставрацию ушло больше года.
– Работая с иконой, пожалуй, можно проследить, чем жила страна в те или иные свои эпохи?
– Вы правы. Вот снимаешь первый слой, она чистая, хорошая, олифа нормальная. Второй снимаешь, третий, и начинается темнота. Краски неподходящие, вплоть до половой. Сразу видно, что советский период пошёл. Лики ножом крест-накрест битые. Смотришь и страшно, когда представляешь, что тогда происходило в стране. Но это наша история и никуда от этого не денешься.
– А дома у вас есть иконы?
– Две. Одна от бабушки досталась, а вторую нашли. Купили дом в посёлке Восточный, и вот когда всё разбирали, перед тем как снести ветхую избушку, в нише при входе дочь нашла святой образ. Я считаю – это дар Божий. Состояние иконы было очень плохое, восстановил. Тем более, потом случайно выяснилось, что когда-то этот дом принадлежал нашим родственникам. Можно сказать, икона из семьи не ушла, в ней и осталась.
– Видно, что работа приносит вам много радости. А есть то, что огорчает?
– Художников-реставраторов в Красноярском крае всего трое. В Ачинске – я один. Я уже на пенсии, передать ремесло некому. В ученики никто не рвётся. Очень хотелось бы оставить после себя преемника.
Автор: Дмитрий ЛивицкийПоследние новости
Форум молодёжи в Сенеж: обсуждение электоральных процессов
Представители Красноярского края участвуют в всероссийском форуме, посвящённом выборам.
Мэр Ачинска подал в суд из-за оскорбительного клипа
Игорь Титенков требует привлечь к ответственности создателей видео с песней оскорбляющей его достоинство.
Как вести себя во время землетрясения
Основные правила безопасности при землетрясениях.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку