Православная неделя с 12 по 18 сентября: Начало индикта — церковное новолетие и празднование иконе Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина»
Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви.
Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 12–18 сентября в 2022 году — четырнадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
12 сентября (30 августа по ст. ст.). Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского
Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины — святой благоверный великий князь Александр Невский родился 13 мая 1221 года в городе Переяславле-Залесском. Свидетельство известности князя — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.
12 сентября 1724 года основатель Санкт‑Петербурга Петр I собственноручно перенес в учрежденный им мужской монастырь мощи святого благоверного князя Александра Невского, покоившиеся до этого во Владимире. Так город на Неве обрел своего небесного покровителя, а день 12 сентября стал для Петербурга особым праздником.
В 1743 году императрицей Елизаветой Петровной был учрежден общегородской праздничный крестный ход в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского. Традиция крестного хода по Невскому проспекту 12 сентября, прерванная в годы советской власти, была возобновлена во время празднования 300-летия Александро-Невской лавры в 2013 году.
14 сентября (1 сентября по ст. ст.). Начало индикта — церковное новолетие
Мы празднуем Новый год в январе, причём дважды, однако, январский Новый год — петровское новшество, а 14 сентября имеет давнюю и почтенную традицию. Не случайно в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и 14 сентября, потому что в церковном календаре — ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта — церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «индиктом».
Индикт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.
Первоначально «инди́кция» (лат. indictio — «провозглашение») — это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счет времени ввёл святой равноапостольный император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября — даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми.
В современном русском православном календаре под 1/14 сентября значится «Начало индикта — церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») — вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» — был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т.д.).
17 сентября (4 сентября по ст. ст.). Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина»
«Неопалимая Купина» — образ, известный с ранних веков христианства. Он символически отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход, когда недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий куст, подошел посмотреть «отчего куст горит огнем, но не сгорает» (Исх.3:2), и Бог, воззвав к нему из пламени, призвал вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Для христиан этот куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии.
На Русь эта икона попала еще в 1390 году — ее привезли в Москву палестинские монахи — и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века, по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие их которых почитались чудотворными.
Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.
В этом же храме стоит пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая небольших размеров икона «Неопалимой Купины». На ней перед Богоматерью изображен молящийся человек. В храме хранится особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».
17 сентября (4 сентября по ст. ст.). Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911)
Этот святой, живший в 1705–1754 годах, особо почитается верующими юго-западных регионов России.
Он прожил совсем недолгую жизнь, и многие годы страдал от болезней. Однако, управляя Белгородской епархией, владыка Иоасаф прославился как чрезвычайно деятельный и внимательный к церковной жизни архиерей. В частности, он строго следил за благочестием духовенства, состоянием храмов и правильностью совершения богослужений.
От священников владыка требовал правильного соблюдения церковного устава и традиций, много прилагал сил для их образования. В то же время святитель заботился и о духовно-нравственном состоянии своей паствы: помогал бедным, вразумлял преступников, занимался благотворительностью. Много времени святой Иоасаф уделял и внутреннему подвигу, ежедневно и усиленно молился.
Часть своего служения владыка посвятил литературной деятельности. Так, помимо «Брани», он составил краткую автобиографию, фамильные записки, одно поучение (Слово) и несколько окружных посланий и писем.