ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК СВЯТО-ЗНАМЕНСКОГО ХРАМА

Церковь иконы Божией Матери Знамение Абалакская, г.Дивногорск / Фото Казакова Е.С.

Церковь иконы Божией Матери Знамение Абалакская, г.Дивногорск / Фото Казакова Е.С. 10 декабря – Престольный праздник Свято-Знаменского храма города Дивногорска.

Престол в православном храме – стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии. Престол являет собой место таинственного присутствия Самого Бога. В каждом храме Святой Престол освещён в честь того или иного Евангельского события или святого, поэтому и престольный праздник есть воспоминания и чествования этого события или святого. В Дивногорском храме святой Престол освещён в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» Абалакская.

История чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Знамение» Абалакская удивительна и тесно связана со строительством находившегося на месте города Дивногорска Красноярского Знаменского общежительного мужского скита, от которого ныне сохранилось только здание (в несколько перестроенном виде).
В 1886 году в Екатеринбургском женском монастыре некий странник – казак из Енисейской губернии Кассиан Бабенков, впоследствии монах Знаменского Скита Тихон, заказал по данной ему доверенности жителями одной из деревень Енисейской епархии написать икону Божией Матери. Заведующая живописной мастерской этого монастыря монахиня Ангелина написала образ Богоматери – копию с явленной чудотворной иконы, именуемой Знаменской Абалакской, по месту ее явления в Тобольской епархии. Икона была написана на доске по золоченному чеканному фону в византийском стиле. Стоимость иконы определили в 150 рублей. Накануне освящения иконы Кассиан получил письмо от своих доверителей, которые сообщали, что для них эта икона будет дорога и не подходяща. Правда, в тот же день Бабенков получил и второе письмо из города Тюмени от неизвестного лица, в котором говорилось: «Брат Кассиан, возьми образ Богоматери и ступай в Красноярск – там тебя ожидают».
По приезде в Красноярский Успенский монастырь в марте 1887 года Кассиан был принят наместником – иеромонахом Филаретом (впоследствии строителем и первым настоятелем Знаменского Скита). Он без утайки рассказал Филарету, как заказывал Святую икону, как путешествовал с нею тысячи верст, как встретилась ему в селе Ишиме неизвестная странница и говорила о построении какой-то новой обители для этой иконы. Его слова глубоко запали в душу иеромонаха Филарета, и спустя год при закладке церкви новой иноческой обители нарекли ее во имя образа «Знамения» Абалакской Божией Матери.

Спустя еще год иждивением Красноярского купца Тимофея Кузьмича Матонина (на чьи средства строилась Знаменская церковь) был построен трапезный корпус, в нем был устроен временный домовой храм. И 26 ноября 1889 года иеромонах Филарет по благословению епископа Енисейского и Красноярского Тихона привез из Успенского монастыря в Скит Святой антиминс и храмовую икону Божией Матери «Знамение» Абалакская. А 27 ноября (10 декабря по новому стилю), в день празднования этой иконы, в Знаменском Скиту была совершена первая божественная литургия, и с этого времени икона стала святыней Скита.

После того как была построена и 8 июля 1891 года освящена Знаменская церковь в Скиту, икону перенесли туда и установили перед царскими вратами. Почти сразу паломники (а их в Скиту бывало до пяти тысяч в год) заметили чудодейственную благодатную силу иконы, исцеляющую от недугов душевных и телесных. В 1900 году к епархиальному начальству обратились жители Заледеевской волости с просьбой о крестном ходе по деревням и селам с чудотворной иконой Божией Матери. В следующем году аналогичное ходатайство поступило от жителей Красноярска, а также Минусинского и Ачинского уездов. В своих прошениях они называли эту икону «Скитской-Чудотворной».

После установления Советской власти, когда Знаменский Скит был закрыт и реорганизован в детский дом, икона хранилась в нем 9 лет.
В мае 1929 года командированный в Скит сотрудник Государственного музея Приенисейского края (ныне Красноярский краевой краеведческий музей) М.А. Дмитриев забрал икону, равно как и еще много предметов церковной утвари (в том числе и другие иконы), для фондов музея. Так, по Божьему промыслу, икона была сохранена и в настоящее время находится в нашем храме.

КАК ДАВАЛИ НАЗВАНИЯ ЦЕРКВАМ
Как известно, храм получал название от имени святого или события, в честь которого освящался его престол. По имени храма называли приход: Преображенский, Троицкий, Ильинский и т. д. Название прихода часто давало название селу, так как населённый пункт, в котором была церковь, всегда назывался селом. Если в деревне строили церковь, её статус менялся.
В советское время большинство сёл, получивших названия от церквей, по понятным причинам было переименовано.

Все храмоименования можно разделить на пять групп:
1) Господские – освященные во имя Воскресения Господня и двенадцати главных церковных праздников (Вознесенские, Преображенские, Рождественские и др.);
2) Богородичные – освященные во имя Богородицы или каких-либо событий её жизни (Богородицерождественские, Успенские, Введенские, Покровские);
3) пророческие и апостольские (Ильинские, Иоанновские, Богословские);
4) во имя различных святынь и икон (Животворящего Креста Господня, Казанский, Скоропослушницы и т.д.)
5) в честь святых, местных, общерусских или общецерковных (Сергия Радонежского, Николая Чудотворца).

Выбор святого или события, в честь которого освящался храм, отражал религиозные представления и ценности народа.

Примерно пятая часть храмов центральной России и Севера посвящена двунадесятым праздникам. Среди них наособицу стоят Троицкие храмы. Чаще всего их ставили в местах, где сильны были языческие верования, храмы становились своеобразным напоминанием о главном догмате веры – триединстве Бога. Примерно шестая часть храмов посвящалась Богородице и Её иконам, что отражало почитание и любовь к Богоматери русского народа. Среди пророческих и апостольских храмов особенно многочисленными были храмы во имя пророка Божия Илии. Чаще всего они встречались там, куда христианство пришло поздно и уживалось с языческими верованиями.

Образ Ильи-пророка на огненной колеснице, похожего на повелителя грома и молнии Перуна, был близок языческому сознанию. Именно поэтому Ильинские храмы также ставили на высоких холмах, куда во время грозы часто ударяли молнии.

Примерно половина всех престолов была освящена во имя святых. Народное сознание воспринимало их как посредников между Богом и людьми, помощников в нуждах, заступников в бедах. Конечно же, среди них особенной любовью пользовался святитель Николай Чудотворец. Его чтили как крестьяне, так и мореплаватели, и купцы, считавшие Николая покровителем странствующих на суше и на море. Ему молились, отправляясь в путешествие, при начале любого дела, в различных бедах и скорбях. Особенно много Никольских храмов находилось вдоль северного морского побережья.

В народе говорили: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». Помимо этого по всей Руси стояло великое множество часовен, освященных во имя Николая Чудотворца.

Таким образом, храмоименования отражали иерархию православных ценностей: от культа святых, как образов более близких и понятных (им посвящено больше всего храмов) – к образам просветителей-апостолов и пророков, от них – к почитанию Богородицы и – как к вершине знания – к образам Святой Троицы.
Храмоименования в больших городах в целом подчинялись тем же принципам, но имели и свои особенности. Во-первых, кроме приходских храмов были еще тюремные, кладбищенские, домовые церкви и всеградские соборы. Во-вторых, часто на именование престола мог повлиять жертвователь, на деньги которого строился храм. Чаще всего в этом случае главный или второстепенный придел назывался по имени святого, в честь которого был назван жертвователь, а потому мог получить редкое именование – Федора Стратилата, Афанасия Александрийского, Льва Катанского.

Также название церкви могло измениться, если, например, на месте сгоревшей или обветшавшей деревянной строили новую каменную. Обычно в таком случае прежнее посвящение престола сохранялось в названии одного из приделов.

ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ
Годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся. Утеряны и теперь с трудом восстанавлива-ются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде.

Незнание, казалось бы, самых простых вещей – как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди – братья и сестры во Христе – приветствовать друг друга – все это становится порой для некоторых серьезной проблемой. Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковы-вает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного эти-кета… Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.

Обращение к духовенству

В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон – помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером испо-ведь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» или «Отец Александр сейчас в трапезной».

Формы обращения к священнику

Существует несколько форм обращения. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нем, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».
Кроме этой, разговорной, формы, есть другая – более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Димитрий посо-ветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например, «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фами-лия священника, например, «отец Соловьев».

В какой форме, на «ты» или на «вы», нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно – на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.

Как здороваться со священником

По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благосло-вите!» и испрашивают благословение.
Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, привет-ствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

Правила общения мирян

Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый; Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах.

Обращение в монастырях

Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям. Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику, который может быть архи-мандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение – «Ваше Высокопреподобие» – это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» – если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник» или по имени – «отец Иннокентий».

К благочинному, первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указа-нием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обра-титься «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат».

В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка». В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать
Елизавета».

Обращение к архиерею

К архиерею обращаются «Владыко». «Владыко» – это звательный падеж церковнославян-ского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже – Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице – «Его Преосвященство».

Обращение к архиепископу, митрополиту, Патриарху

К архиепископу и митрополиту обращаются «Ваше Высокопреосвященство» или «Высо-копреосвяшеннейший Владыко», в третьем лице – «По благословению Его Высокопрео-священства сообщаем вам…» К Патриарху обращаются так: «Ваше Святейшество», «Свя-тейший Владыко». В третьем лице – «Его Святейшество».

 

Материал подготовлен пресс-службой

Свято-Знаменского храма г. Дивногорска

 

Фото Казаковой Е.С.

Последние новости

Форум молодёжи в Сенеж: обсуждение электоральных процессов

Представители Красноярского края участвуют в всероссийском форуме, посвящённом выборам.

Мэр Ачинска подал в суд из-за оскорбительного клипа

Игорь Титенков требует привлечь к ответственности создателей видео с песней оскорбляющей его достоинство.

Как вести себя во время землетрясения

Основные правила безопасности при землетрясениях.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Богдановиче на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *