В обсуждении вопроса по благоустройству «Березовой рощи» принял участие священник
Сегодня в Администрации города под председательством Главы Ачинска Игоря Петровича Титенкова прошло 3-е слушание по благоустройству «Березовой рощи».
Сегодня в Администрации города под председательством Главы Ачинска Игоря Петровича Титенкова прошло 3-е слушание по благоустройству «Березовой рощи». По благословению благочинного Ачинского округа митрофорного протоиерея Евгения Фролова, в форуме принял участие штатный священник Казанского собора Артемий Катюшкин.
Иерей Артемий в своем выступлении рассказал о позиции городского духовенства, поддержанной Главой Красноярской Митрополии Высокопреосвященнейшим Пантелеимоном – привлечь специализированную организацию для определения границ бывшего на этом месте градоачинского кладбища и поиска фундамента разрушенного в прошлом веке богоборцами Крестовоздвиженского храма с целью установки на месте Алтаря Часовни или Поклонного креста. Также иерей Артемий обратил внимание присутствующих о необходимости уважительного отношения к останкам захороненных на старом кладбище предков жителей Ачинска, так, чтобы в результате благоустройства «Березовая роща» стала не только местом отдыха горожан, но и местом памяти.
Историческая справка
о Березовой роще в городе Ачинске
(Подготовлена сотрудниками Краеведческого музея)
Берёзовая роща – истинное украшение города Ачинска. Впервые о роще написал нерчинский учитель Василий Петрович Паршин. Проезжая по России, он побывал в Ачинске в 1849 году. В своей книге «Путешествие от Иркутска до Москвы» несколько строк он посвятил уездному городу Ачинску и, в частности, ачинскому кладбищу: «…Ачинское кладбище – на горе, вблизи города. В юго-восточной стороне обнесено деревянною крашеною решёткою. Внутри его зеленеют молодые берёзки, под тенью коих последнее жилище отошедших в лучший мир… Тихий шелест берёз как будто напоминал своим шёпотом, чтобы я не нарушал покоя почивших; раздавшийся звон к заутрене торжественно возвестил мне, где мы должны искать в скорбях своё утешение!»
В период, когда Паршин В.П. посетил Ачинск, на территории кладбища стояла деревянная церковь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Построенная ещё во времена острога, она была вынесена за его пределы в 1760 году и установлена на месте, где сейчас находится городская баня. Деревянный храм прослужил ачинцам более 100 лет. В 1814 году архиепископ тобольский и сибирский Амвросий дал разрешение на слом ветхих деревянных церквей в селениях и указал сделать «над престолом памятник». Церковь Святителя и Чудотворца Николая бережно разобрали и перенесли на гору в кладбищенскую рощу, а прежнее её местонахождение (перекрёсток современных улиц Ленина и Патушинского) обозначили небольшим памятником, сначала деревянным, а с 1880 года – кирпичным с железной крышей.
После того, как кладбищенская церковь Святителя Николая совсем обветшала, её заменила новая деревянная церковь – Воздвижения Животворящего Креста Господня. Её поставили в 1868 году рядом с въездом на городское кладбище.
В начале 20 века на кладбище решили поставить вместо деревянной церкви каменную. Было это в начале 1902 года. Создали попечительский совет, который быстро занялся сбором средств, заказом проекта, закупкой стройматериалов и наймом подрядчиков. Рассчитывали за теплое время года возвести здание, а в зимнее заняться его внутренним обустройством. В марте известный томский архитектор Лыгин сдал заказанный ему проект Крестовоздвиженской церкви. Однако, новый младший архитектор В.А. Соколовский признал проект «неудобным» и предложил свои услуги «исправить его, сообразуясь с первоначальным чертежом». Поправки и согласования задержали на год строительство церкви. Но это оказалось на пользу дела, так как проект воплотил в себе всё лучшее из традиций храмовой архитектуры. Большие пожертвования на строительство церкви сделал ачинский купец Григорий Николаевич Максимов. Вначале он пожертвовал 2300 рублей, но затем, ввиду отсутствия денег на внутреннюю отделку, выделил из своих денег ещё 8470 рублей. За вклад в строительство храмов Г.Н. Максимову в 1887 году было присвоено звание «Потомственный Почётный гражданин».
Отстроенная вчерне к январю 1905 года кладбищенская Крестовоздвиженская церковь была величественна и красива. И очень вместительна, чтобы все верующие, провожающие в последний путь своих родственников и близких, могли присутствовать при заупокойной службе.
Жизнь нового храма оказалась короткой. В 1924 году большевики закрыли его. Через год сняли колокола. В 1928 году к кладбищенской Крестовоздвиженской церкви подвели электричество и соорудили в ней спортивный зал. Так среди могилок своих предков люди новой коммунистической формации занимались физкультурой. В начале 30-х годов самый красивый храм нашего города исчез с лица земли.
На старом кладбище в роще покоятся первые жители города Ачинска. Некоторые из наиболее состоятельных людей были захоронены не в отдельные могилы, а в склепы. Так, известен факт, что купец Бородавкин Иуда Борисович, владелец красивого дома с деревянной резьбой в центре Ачинска, умер в Томске. Цинковый гроб с его телом доставили в Ачинск, где его провезли по всему городу на катафалке до фамильного склепа. Остатки склепов сохранялись до 70-х годов прошлого века.
Здесь же, на кладбищенской горе, покоятся жертвы политических репрессий 30-х годов XX века: расстрелянные или умершие от истощения и болезней. В воспоминаниях начальника тюрьмы Гончарова Николая Васильевича, поступившего на работу в ачинскую тюрьму в 1936-м году, говорится о том, что в 1937-1938 гг. были больные, исхудавшие люди. Они умирали - их хоронили на городском кладбище, куда их увозили на лошади.
4 ноября 2021 г. в березовой роще в районе улицы Дзержинского установлен Поклонный крест в память о невинно убиенных жертвах политических репрессий. Документальных свидетельств, указывающих точное место захоронения этих людей, до сих пор не имеется.
После окончания Великой Отечественной войны бывшее кладбище стало местом отдыха горожан и считалось парковой зоной. В год 30-летия Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодёжи роща стала называться «Парк имени 30-летия ВЛКСМ». В газете «Ленинский путь» от 2 июня 1950 года в заметке под названием «Здесь будет парк» известный ачинский художник Владимир Ильич Мешков рассказывает о перспективном развитии парка. К услугам отдыхающих планировалось открыть спортивные площадки и павильоны, летний театр, оркестр, карусель для детворы и даже фонтан. Благоприятствует успеху в намеченном строительстве прекрасная вековая роща, красивая ограда, водопровод. Весной 1950 года в парке было высажено 5000 корней деревьев различных пород. Руководители многих предприятий организовали уход за саженцами. Автор призвал более активно включиться в эту работу всем горожанам, а особенно комсомольцам.
Однако время шло, а кроме новых насаждений и качелей в парке ничего не появилось. Но это не стало препятствием для проведения здесь различных городских мероприятий и праздников, спортивных состязаний. Так, с большим размахом в берёзовой роще прошло празднование Дня строителя в 1959 году.
В связи со строительством новых микрорайонов, значительная часть населения города стала проживать далеко от берёзовой рощи, и постепенно культурная жизнь переместилась в новые районы. Название «Парк имени 30-летия ВЛКСМ» ещё некоторое время сохранялось в официальных документах и газетных публикациях, но со временем об этом факте было забыто.
В конце 70-х годов XX века в берёзовой роще предлагали создать парк Победы. И хотя для парка выбрали другое, более удобное место, в День Победы в роще ещё некоторое время проводились праздничные гуляния ветеранов Великой Отечественной войны.
Не осуществились замыслы по строительству в парке Дворца молодёжи. На месте предполагаемого строительства был установлен большой камень. Он так и остался лежать в роще.
Литература:
1. Быконя Г.Ф., Комлева Е.В., Погребняк А.И. Енисейское купечество в лицах (XVIII-начало XX в.). – Новосибирск, 2012.
2. Казанскому собору - 175 лет. – ачинск, 2005.
3. Царёв В.И., Гринберг Ю.И. Ачинск. Градостроительная история. – Красноярск, 1992.
4. Фортуна Н.Н. Почётные граждане города. – Красноярск, 2015.
5. «Ленинский путь», № 63, от 2 июня 1950 г.
Иерей Артемий в своем выступлении рассказал о позиции городского духовенства, поддержанной Главой Красноярской Митрополии Высокопреосвященнейшим Пантелеимоном – привлечь специализированную организацию для определения границ бывшего на этом месте градоачинского кладбища и поиска фундамента разрушенного в прошлом веке богоборцами Крестовоздвиженского храма с целью установки на месте Алтаря Часовни или Поклонного креста. Также иерей Артемий обратил внимание присутствующих о необходимости уважительного отношения к останкам захороненных на старом кладбище предков жителей Ачинска, так, чтобы в результате благоустройства «Березовая роща» стала не только местом отдыха горожан, но и местом памяти.
Историческая справка
о Березовой роще в городе Ачинске
(Подготовлена сотрудниками Краеведческого музея)
Берёзовая роща – истинное украшение города Ачинска. Впервые о роще написал нерчинский учитель Василий Петрович Паршин. Проезжая по России, он побывал в Ачинске в 1849 году. В своей книге «Путешествие от Иркутска до Москвы» несколько строк он посвятил уездному городу Ачинску и, в частности, ачинскому кладбищу: «…Ачинское кладбище – на горе, вблизи города. В юго-восточной стороне обнесено деревянною крашеною решёткою. Внутри его зеленеют молодые берёзки, под тенью коих последнее жилище отошедших в лучший мир… Тихий шелест берёз как будто напоминал своим шёпотом, чтобы я не нарушал покоя почивших; раздавшийся звон к заутрене торжественно возвестил мне, где мы должны искать в скорбях своё утешение!»
В период, когда Паршин В.П. посетил Ачинск, на территории кладбища стояла деревянная церковь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Построенная ещё во времена острога, она была вынесена за его пределы в 1760 году и установлена на месте, где сейчас находится городская баня. Деревянный храм прослужил ачинцам более 100 лет. В 1814 году архиепископ тобольский и сибирский Амвросий дал разрешение на слом ветхих деревянных церквей в селениях и указал сделать «над престолом памятник». Церковь Святителя и Чудотворца Николая бережно разобрали и перенесли на гору в кладбищенскую рощу, а прежнее её местонахождение (перекрёсток современных улиц Ленина и Патушинского) обозначили небольшим памятником, сначала деревянным, а с 1880 года – кирпичным с железной крышей.
После того, как кладбищенская церковь Святителя Николая совсем обветшала, её заменила новая деревянная церковь – Воздвижения Животворящего Креста Господня. Её поставили в 1868 году рядом с въездом на городское кладбище.
В начале 20 века на кладбище решили поставить вместо деревянной церкви каменную. Было это в начале 1902 года. Создали попечительский совет, который быстро занялся сбором средств, заказом проекта, закупкой стройматериалов и наймом подрядчиков. Рассчитывали за теплое время года возвести здание, а в зимнее заняться его внутренним обустройством. В марте известный томский архитектор Лыгин сдал заказанный ему проект Крестовоздвиженской церкви. Однако, новый младший архитектор В.А. Соколовский признал проект «неудобным» и предложил свои услуги «исправить его, сообразуясь с первоначальным чертежом». Поправки и согласования задержали на год строительство церкви. Но это оказалось на пользу дела, так как проект воплотил в себе всё лучшее из традиций храмовой архитектуры. Большие пожертвования на строительство церкви сделал ачинский купец Григорий Николаевич Максимов. Вначале он пожертвовал 2300 рублей, но затем, ввиду отсутствия денег на внутреннюю отделку, выделил из своих денег ещё 8470 рублей. За вклад в строительство храмов Г.Н. Максимову в 1887 году было присвоено звание «Потомственный Почётный гражданин».
Отстроенная вчерне к январю 1905 года кладбищенская Крестовоздвиженская церковь была величественна и красива. И очень вместительна, чтобы все верующие, провожающие в последний путь своих родственников и близких, могли присутствовать при заупокойной службе.
Жизнь нового храма оказалась короткой. В 1924 году большевики закрыли его. Через год сняли колокола. В 1928 году к кладбищенской Крестовоздвиженской церкви подвели электричество и соорудили в ней спортивный зал. Так среди могилок своих предков люди новой коммунистической формации занимались физкультурой. В начале 30-х годов самый красивый храм нашего города исчез с лица земли.
На старом кладбище в роще покоятся первые жители города Ачинска. Некоторые из наиболее состоятельных людей были захоронены не в отдельные могилы, а в склепы. Так, известен факт, что купец Бородавкин Иуда Борисович, владелец красивого дома с деревянной резьбой в центре Ачинска, умер в Томске. Цинковый гроб с его телом доставили в Ачинск, где его провезли по всему городу на катафалке до фамильного склепа. Остатки склепов сохранялись до 70-х годов прошлого века.
Здесь же, на кладбищенской горе, покоятся жертвы политических репрессий 30-х годов XX века: расстрелянные или умершие от истощения и болезней. В воспоминаниях начальника тюрьмы Гончарова Николая Васильевича, поступившего на работу в ачинскую тюрьму в 1936-м году, говорится о том, что в 1937-1938 гг. были больные, исхудавшие люди. Они умирали - их хоронили на городском кладбище, куда их увозили на лошади.
4 ноября 2021 г. в березовой роще в районе улицы Дзержинского установлен Поклонный крест в память о невинно убиенных жертвах политических репрессий. Документальных свидетельств, указывающих точное место захоронения этих людей, до сих пор не имеется.
После окончания Великой Отечественной войны бывшее кладбище стало местом отдыха горожан и считалось парковой зоной. В год 30-летия Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодёжи роща стала называться «Парк имени 30-летия ВЛКСМ». В газете «Ленинский путь» от 2 июня 1950 года в заметке под названием «Здесь будет парк» известный ачинский художник Владимир Ильич Мешков рассказывает о перспективном развитии парка. К услугам отдыхающих планировалось открыть спортивные площадки и павильоны, летний театр, оркестр, карусель для детворы и даже фонтан. Благоприятствует успеху в намеченном строительстве прекрасная вековая роща, красивая ограда, водопровод. Весной 1950 года в парке было высажено 5000 корней деревьев различных пород. Руководители многих предприятий организовали уход за саженцами. Автор призвал более активно включиться в эту работу всем горожанам, а особенно комсомольцам.
Однако время шло, а кроме новых насаждений и качелей в парке ничего не появилось. Но это не стало препятствием для проведения здесь различных городских мероприятий и праздников, спортивных состязаний. Так, с большим размахом в берёзовой роще прошло празднование Дня строителя в 1959 году.
В связи со строительством новых микрорайонов, значительная часть населения города стала проживать далеко от берёзовой рощи, и постепенно культурная жизнь переместилась в новые районы. Название «Парк имени 30-летия ВЛКСМ» ещё некоторое время сохранялось в официальных документах и газетных публикациях, но со временем об этом факте было забыто.
В конце 70-х годов XX века в берёзовой роще предлагали создать парк Победы. И хотя для парка выбрали другое, более удобное место, в День Победы в роще ещё некоторое время проводились праздничные гуляния ветеранов Великой Отечественной войны.
Не осуществились замыслы по строительству в парке Дворца молодёжи. На месте предполагаемого строительства был установлен большой камень. Он так и остался лежать в роще.
Литература:
1. Быконя Г.Ф., Комлева Е.В., Погребняк А.И. Енисейское купечество в лицах (XVIII-начало XX в.). – Новосибирск, 2012.
2. Казанскому собору - 175 лет. – ачинск, 2005.
3. Царёв В.И., Гринберг Ю.И. Ачинск. Градостроительная история. – Красноярск, 1992.
4. Фортуна Н.Н. Почётные граждане города. – Красноярск, 2015.
5. «Ленинский путь», № 63, от 2 июня 1950 г.
Последние новости
Форум молодёжи в Сенеж: обсуждение электоральных процессов
Представители Красноярского края участвуют в всероссийском форуме, посвящённом выборам.
Мэр Ачинска подал в суд из-за оскорбительного клипа
Игорь Титенков требует привлечь к ответственности создателей видео с песней оскорбляющей его достоинство.
Как вести себя во время землетрясения
Основные правила безопасности при землетрясениях.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Волжском, включая прогнозы на ближайшие дни и часы