Большое интервью ректора КрасГМУ
Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого в этом году празднует 80-летие.
Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого в этом году празднует 80-летие. Это большая, значимая дата не только для передового учебного заведения, но и для всей отрасли здравоохранения региона.
Ректор КрасГМУ, доктор медицинских наук, профессор Алексей Протопопов рассказал «7 каналу Красноярск», что для него стало самым ценным в славной истории вуза, как развивается университетская наука, трудно ли стать студентом и чем он самым занимался, кроме учебы, когда был студентом.
Вместе со страной и краем— Алексей Владимирович, в этом году возглавляемый вами университет отмечает 80-летие. Вуз рос и становился флагманом медицинской науки вместе с развитием края. Каковы сегодня роль КрасГМУ для системы здравоохранения и его вклад в подготовку молодых перспективных кадров для этой социально значимой отрасли?
— Я не устану повторять известную фразу, которая ушла в народ: наш медуниверситет — это несущая конструкция для отрасли здравоохранения Красноярского края. Потому что именно на основе университета развиваются и новые направления в области охраны здоровья населения региона, и прорывные высокие технологии в медицине.
Мы ведь не только закладываем в умы наших студентов и ординаторов базовые и передовые знания. Университет занимается и переподготовкой действующих врачей. Отсюда и такая формула: к этой несущей конструкции нужно относиться максимально бережно, сохраняя традиции, которые закладывались на протяжении 80 лет становления и развития университета. И, безусловно, не стоять при этом на месте.
Важно развивать вуз, педагогические форматы обучения, университетскую науку в соответствии с веяниями времени и в сочетании с традициями и новациями для общего прогресса.
А что касается подготовки кадров для всей системы здравоохранения региона, то это наша основополагающая уставная деятельность. Без университета новых кадров в медицине быть не может! У нас есть и наука, и университетские клиники, но главным остается качественное обучение будущих врачей. Вокруг этого строится вся работа всего преподавательского актива университета.
21 ноября КрасГМУ отмечает свой 80-й день рождения — медицинский университет был образован в 1942 году.
Сегодня в вузе учатся более 6 тысяч студентов и работают более 800 преподавателей: из них 61 профессор, 145 докторов наук и 414 кандидатов наук.
В структуре университета — четыре факультета, 62 кафедры и институт последипломного образования, а также фармацевтический колледж, НИИ молекулярной медицины и патобиохимии, межкафедральные лаборатории, научные и тренинговые центры.
— Какие этапы за восемь десятилетий пришлось пройти кузнице, без пафоса, медицинских кадров? Что было самым значительным в истории университета?
— Этапы развития нашего вуза можно очень четко сопоставить с этапами развития страны. Само становление университета было напрямую связано с одним из самых трагичных эпизодов в истории страны — блокадой Ленинграда. В ноябре 1942 года были объединены в один вуз —Красноярский медицинский институт — эвакуированные медицинские учебные заведения из Воронежа и Ленинграда.
Первые годы функционирования тогдашнего института были связаны с энтузиазмом, который был характерен для послевоенного времени. Потом началась специализация медицины, когда в вузе перешли к подготовке специалистов не только по общим медицинским профессиям, таким, как хирургия и терапия, но и для лечения различных патологий.
Мы всегда шли и продолжаем идти в своём развитии рука о руку с ведущими краевыми клиниками.
Статус ведущего вуза региона благодаря постоянному развитию менялся: институт поэтапно получил название академии в 1995 году. В 2008 году вуз стал университетом, сокращено КрасГМУ. А накануне, в 2007 году, получил имя подвижника здравоохранения, профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого.
Если говорить о турбулентных событиях последних лет, связанных с пандемией и геополитикой, то эти обстоятельства отразились на работе университета.
Но впервые за долгие годы мы в течение двух последних лет получили новые лицензии на подготовку студентов по специальностям «Медицинская биофизика» и «Медико-профилактическое дело». Введено обучение по таким форматам, как проектное, элитное и параллельное обучение. Это все позволяет университету все выше подниматься в российских и международных рейтингах и двигаться вперед, становится все более привлекательным для тех молодых людей, которые хотят связать свою жизнь с медициной.
Наука 2.0— В стенах вуза готовят не только докторов разного профиля, но и проводят большую научную и исследовательскую работу. Чем гордится КасГМУ в этом направлении?
— Роль вузовской науки в учебном заведении заключается в том, чтобы привить нашим студентам и ординаторам черты будущих ученых.
Не все из них станут учеными, поскольку, как я уже говорил, наша главная миссия — подготовка врачей-практиков.
Но в триединой задаче университета наряду с образовательной и лечебной работой наука занимает свое важное место.
За последнее время нам удалось запустить важные имиджевые форматы стимулирования научной работы. Например, в виде конкурсов, связанных с именами прославленных красноярских врачей.
Мы сделали серьёзные проекты для популяризации науки в студенческой среде, например, в виде мощного, многогранного и многоуровневого Фестиваля молодежной науки «Трамплин в науку».
Ведем огромную работу над расширением списка наших диссертационных советов. Ожидаем, что количество специальностей, по которым соискатели смогут защитить научные диссертации, в ближайшее время расширится.
Хочу упомянуть наш журнал, он входит в самый высший рейтинг Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и цитирования в международных научных изданиях.
Сплав высокой науки, лабораторных исследований и научпопа для студентов позволяет соблюдать баланс ключевой образовательной деятельности с элементами фундаментальной науки. КрасГМУ входит в научно-образовательные центры мирового уровня. Например, это краевой кластер «Енисейская Сибирь» и проект «Север: территория устойчивого развития», который реализуется совместно с учеными из Якутии. В последнем проекте мы исследуем эндемичное наследственное заболевание, это представляет большой интерес для наших коллег.
А с сотрудниками Высшей школы экономики мы создаем так называемую научно-исследовательскую «Зеркальную лабораторию». Проект направлен на проведение совместных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования. Лаборатория будет существовать в нашем вузе как одна из площадок развития фундаментальных наук в области психологии мозга. Это серьёзное научное направление, которое с каждым днем становится все более востребованным.
Также получено одобрение на коллаборацию с ведущими медицинскими институциями по созданию производственного комплекса полного цикла, прежде всего, с Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И. Пирогова.
Таким образом, мы действуем по многим направлениям, как в части образования, так и науки, создаем высокий спектр компетенций, и уверен, что медуниверситет находится на очень серьезном подъеме.
— Как сейчас строятся международные контакты, которыми всегда славился ваш вуз?
— Принятый курс разворота на Восток, анонсированный губернатором Красноярского края Александром Викторовичем Уссом, нами безусловно поддержан. Сейчас идет очень динамичное развитие взаимодействия с монгольскими коллегами, которые за последние десятилетия ушли далеко вперед в части науки и образования. Мы ездили в составе региональной делегация в Монголию и получили хороший результат в виде качественного документа о сотрудничестве с Монгольским национальным университетом медицинских наук. Символично, что договор был подписан в канун 80-летнего юбилея КрасГМУ и в такую же годовщину со дня образования Монгольского медуниверситета.
У нас также есть соглашения о сотрудничестве с белорусскими партнёрами и намерения заключить подобные договоры и с киргизскими коллегами.
Сохраняя тренд на новые международные проекты, мы можем выйти и на сотрудничество с Китаем, когда страна откроется после пандемии. Нам очень интересны их исследования как одного из мировых лидеров в части развития технологий, науки и медицины.
Летом университет также заключил договоры с нашими новыми территориями. В частности, в Луганской народной республике будем издавать медицинский вузовский журнал на паритетных началах.
Образование, доступное для всех— Каждый год университет выпускает около 600-700 специалистов. Тем не менее, в крае сохраняется большой дефицит кадров в здравоохранении. Как эту ситуацию можно изменить?
— Дефицит врачебных кадров в крае оценивается в объеме около 2 тысяч позиций: это 400-600 врачей амбулаторного звена, терапевтов и педиатров, и 1200-1400 вакансий — узких специалистов разных направлений.
Дело не в том, что мы готовим мало кадров или убыль медиков большая. Проблема многогранная и сводится в основном к работодателям. Минздравы России и Красноярского края, медуниверситет выстроили очень тесное взаимодействие для решения этой проблемы.
А вот работодатели, то есть главные врачи центральных районных больниц и межрайонных центров в крае, где фиксируется наибольший недостаток кадров, не всегда идут дальше констатации фактов дефицита медиков. Им стоит проводить более тщательную работу с ребятами, которые заканчивают наш вуз по целевому набору.
Студенты сейчас очень изменились: им неинтересно жить и работать в условиях прошлого века. До тех пор, пока работодатель не изменит свое потребительное отношение к молодым медицинским кадрам, дефицит будет сохранятся.
К слову, в красноярских больницах картина иная — там нет не только дефицита, но и фиксируется профицит кадров.
— Новации недавнего времени: повышение доступности образования благодаря образовательным сертификатам. Насколько эффективна эта уникальная для страны мера поддержки подготовки студентов вашего университета? Поможет ли эта мера сократить дефицит кадров в удаленных населённых пунктах края?
— Считаю, в Красноярском крае созданы все условия, чтобы дефицит был преодолен. Уникальный для страны региональный закон, который мы приняли в регионе два года назад об образовательном сертификате для студентов вуза за счет краевого бюджета, уверен, сможет изменить всю картину.
Закон « Об обеспечении системы здравоохранения края квалифицированными кадрами » не имеет аналогов. По сути, это синоним целевого обучения, когда на первом этапе обучения студенты могут по своей инициативе перейти на систему обучения по образовательному сертификату.
«Образовательный сертификат» финансируется за счёт бюджета Красноярского края. Для студента, поступившего на учебу на коммерческой основе, после успешного окончания одного семестра открывается возможность продолжить получать образование за счет региональной казны.
За это студент обязуется после окончания вуза отработать три года в одном из медицинских учреждений Красноярского края: это межрайонные лечебно-медицинские центры в Лесосибирске, Канске, Ачинске, Минусинске и Норильске.
Практика плюс— Как складываются отношения университета и крупнейших клинических центров края? Что дает практика для студентов в этих лечебных учреждениях? И как готовят студентов к будущей работе в клиниках?
— Краевая клиническая больница для нас — флагманская клиника, где у нас распложены самые большие университетские учебные территории — кафедры, самые передовые клинические отделения, где студенты могут пройти практику по лечению различных патологий и увидеть новые медицинские технологии. И с другими клиниками у нас налажено сотрудничество. Например, на базе Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии есть наши кафедры, и на базе БСМП, и в Красноярской межрайонной клинической больнице №20 имени И. С. Берзона.
Но мы не можем ограничиваться только крупными высокотехничными краевыми клиниками. Поэтому с прошлого года мы внедрили производственные практики ординаторов в межрайонных лечебных центрах на всей территории Красноярского края. Это особенно полезно для тех обучающихся в ординатуре, кто приезжает из этих территорий. После окончания вуза они уже адаптированы для работы в районах благодаря знакомству с коллективами и наставниками. Это хороший опыт, который помогает снижать кадровый голод в системе практического здравоохранения.
Что касается нашей сети университетских клиник , то в ближайшее время они будут перезагружены как проект и станут не только лечебными, но и образовательными площадками. В итоге будет создан единый университетский лечебный центр с элементами образовательной деятельности.
Иностранное участие— В числе нынешних студентов — не только ребята из Красноярского края, Сибири, России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Почему они выбирают КрасГМУ как место учебы и в чем секрет его привлекательности?
— Эта задача по экспорту образования была поставлена перед нами Минобрнауки России. Мы эту важную правительственную задачу выполняем.
Сейчас в университете обучается около 400 иностранцев из более чем 20 стран : Египта, Йемена, Ирака, Афганистана, Сирии, Пакистана, Ирана, Индии, Эквадора, Перу, Нигерии и Чили.
Кроме того, ждем 50 человек из Новой Гвинеи. Их направляет на учёбу компания «РУСАЛ», которая ведет бизнес в этой стране и заинтересована в качественных кадрах для нужд медицины. Сначала они пройдут обучение на подготовительном отделении, а затем поступят в вуз для получения высшего образования.
С 2020 года мы стали принимать студентов-иностранцев, впервые открыв набор на англоязычную программу обучения по самым востребованным специальностям — «Стоматология» и «Лечебное дело».
Причин их интереса к вузу, полагаю, две: достаточно экономичная стоимость обучения по сравнению с вузами в центральной России или за границей. А вторая причина — уровень нашего образования очень высок.
Подчеркну, обучение ведется не в ущерб детям из Красноярского края или России. Вуз интернационализируется, ребята сообща учатся принимать иные традиции и культурные коды, и это идёт во благо нашим российским студентам.
— Студенты изменились, как вы уже говорили. Как создаются интересные условия для учёбы и быта?
— Тот досуг, который формируется для ребят силами университета, представляет для них большую ценность. Нашей задачей было вернуть их в вуз: в аудитории, в кампус, в спортивные залы, бассейн. Так родились многие творческие проекты.
Например, внеучебный фестиваль «КрасГМУФЕСТ», который стал визитной карточкой университета.
Международный молодежный фестиваль «Студенчество без границ», благодаря его насыщенной программе российские студенты и иностранцы знакомятся с национальными культурами разных стран и, конечно, сибирскими традициями.
Или федеральный проект «Студенческая весна». Это весенний творческий марафон, где студенты от 16 до 35 лет могут показать свои таланты.
Мы активно занимаемся внеучебной деятельностью, развивая и кампус, и среду, инфраструктуру для отдыха и досуга наших обучающихся, проводим широкую линейку различных выездных мероприятий. Отмечу среди них день самоуправления, когда лучшие студенты могут на день стать руководителями вуза и почувствовать ответственность и сложность нашей общей работы.
Самая большая ценность для меня как для ректора в этой кипучей деятельности — формирование современной, разносторонне развитой личности будущего медика.
Когда я сам был студентом, играл в студенческом оркестре и исполнял партию второго аккордеона. И мы даже занимали призовые места на конкурсах.
Любые активности — самодеятельность, наука, искусство, спорт — создают из студента гармоничного, стрессо-устойчивого человека, медика с широким кругозором, на которого есть спрос. В этом и есть ценность университетского образования.
Творить добро— Волонтерство и медицина всегда идут рука об руку в части сострадания и помощи страждущим. Как формируются добровольческие команды вуза и каковы результаты их подвижнической деятельности?
— Два года назад в университете по моей инициативе был внедрен «Грант ректора», который, как понятно из названия, спонсируется из моих личных средств.
Грант нацелен на проведение общественно-полезных дел силами студентов и сотрудников университета. Победителями могут стать любые проекты, которые помогают позитивно позиционировать вуз во внешней среде. Новация дает стимулы для креативной активности.
Наш добровольческий флагманский проект КрасГМУ.Добро, который поддержан через мой грант как ректора, — помощь контингенту психоневрологических интернатах в крае .
В течение года студенты-волонтеры коммуницировали и занимались с особенными людьми, которые годами не видят иных лиц, кроме работников интерната и своих соседей.
Недавно в Красноярске прошла премьера кинофильма об этой практике. Фильм очень трогательный, светлый и жизнеутверждающий. Я на самом деле этим проектом очень горжусь.
А медицинское волонтерство должно быть синхронизовано с учебой, чтобы морально-этические аспекты были вплетены в образовательный процесс. Нашим студентом полезно развивать такие навыки.
— А как узнать, готов ли молодой человек стать сострадательным человеком, медиком?— Конечно, надо учитывать их склонность к определенным наукам, профильным для вуза. Но подчеркну, что медуниверситет создает специальные профориентационные выездные лекции, создаём спецклассы, работает малая медицинская академия. Мы каждый год собираем лучших абитуриентов: конкурс для поступления у нас очень большой. Если мы не хотим уронить качество медобразования, мы должны серьезно заниматься ранней профориентацией среди школьников.
Могу сказать, что у меня в свое время выбора не было, куда пойти учиться. Продолжительность работы в медицине и фармацевтике нашей семейной династии в три поколения суммарно достигла около 800 лет. Меня с детства окружали разговоры о медицине, научные книги, врачебная атмосфера.
Среда во многом влияет на будущий профессиональный выбор юного человека. Главное, ее вовремя сформировать.
И сегодня х очу поздравить всех медиков, которые за 80 лет вышли из стен нашего прославленного университета дипломированными специалистами, работали и продолжают работать в системе здравоохранения во благо людей, врачевать, спасать их жизни. Многие поколения медиков, династии создают тот костяк, которым гордится наша отрасль.
Слова благодарности — всем сотрудникам университета за большой труд по развитию вуза. И совсем тёплые слова поздравления адресую нашим студентам и ординаторам: вам выпала большая честь учиться в университете с историческими традициями и прогрессивным устремлением двигаться вперед.
Становитесь профессионалами и будьте достойны большой истории вуза, всей медицинской науки и практики, которые создаются здесь и сейчас.
С праздником!
Последние новости
Новые инициативы в Красноярском крае по улучшению качества жизни
Красноярский край запускает ряд программ для повышения жизненных стандартов граждан.
Налоговые мобильные офисы начнут работу в Красноярском крае
Гражданам предоставят информацию о налогах и изменениях в законодательстве.
В Железногорске пройдет встреча с жителями
Горожане обсудят важные вопросы с представителями администрации.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований