История норильской медицины полна имен выдающихся специалистов и ученых
#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Норильские медики прошли все этапы становления: работали с кочевниками и промысловиками, разведчиками-геологами и первыми строителями, выносили тяжелейшее лагерной медициной.
#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Норильские медики прошли все этапы становления: работали с кочевниками и промысловиками, разведчиками-геологами и первыми строителями, выносили тяжелейшее лагерной медициной. Об одной необычной операции писал норильский летописец Иосиф Шамис в «Новелле о хирургии».
В библиотеке больницы комбината на Октябрьской. Коллектив хирургического отделения горбольницы санотдела Комбината«В середине 1940-х годов нашего времени жила-работала на руднике «Угольный ручей» молодица, хороша собой. И вроде бы счастливая была – так казалось ее соседкам по житию-бытию. И вот однажды, ночной порой, она пробралась в ламповую и хлебнула немалую дозу электролита. Удалось быстро отвезти ее в центральную больницу, что размещалась у ручья Куропаточного в Аварийном поселке. Юный санитар, доставивший пациентку, доложил, что она отравилась на «любовной почве»…
Консилиум врачей – два хирурга, терапевт, дерматолог и невропатолог – определил: пищевод полностью и необратимо поврежден. Хирурги, посовещавшись между собой, решили тотчас же оперировать. Операция предстояла уникальная – сделать пищевод из материала оперируемой и поместить его под кожей на грудной клетке.
Главный хирург города Норильска, заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук Виктор Кузнецов, 1960 годОперацию вели хирурги Кузнецов Виктор Алексеевич и Кузнецова Хая Яковлевна. Пациентка – Кузнецова Таня. Санитар, доставивший пациентку, – Кузнецов Илья.
Операция была сложная, утомительно долгая. Но хирурги – руки золотые! – с задачей справились.
Библиотека больницы комбината, 1944 годО судьбе этой девушки многие говорили с сочувствием. А о проведенной операции – с восхищением. А такую больную выходить, всякому ясно, дело далеко не простое. Была сделана еще операция – завершение первой. Ее выходили. Когда она совсем окрепла, ее отпустили из больницы. К прежнему месту житья и работы, где ее постигло разочарование и несчастье, она не возвратилась. Видевшие потом Таню и говорившие с ней сказывали, что у нее отличный вид, что на здоровье не жалуется. Подруги ее даже утверждали, что она не только, казалось, забыла пережитые ею душевные и физические страдания, приведшие ее на край могилы, но и настолько забыла все, что снова пошла навстречу юным радостям. Такова жизнь…»
В прошлом выпуске фотопроекта «Автографы истории» мы рассказывали о том, что в 1955 году в Норильске началась разработка проекта завода железобетонных изделий .
Светлана Ферапонтова
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля»