Оформление дорожно-транспортных происшествий скоро станет электронным
Скоро можно будет не только заявление на ДТП по смартфону отправить, но и заявление на выплату.
C 15 июля страховщики начнут оформлять убытки по авариям в электронном виде. Но только в том случае, если авария оформляется без участия сотрудников ГИБДД. То есть по Европротоколу.
Такой способ оформления будет доступен на портале "Госуслуги", сообщили "РГ" в Российском союзе автостраховщиков.
Заявление о возмещении подается через личный кабинет на госуслугах. В него из профиля гражданина подтягиваются все необходимые данные по автомобилю и водителю. Затем в личном кабинете формируется полный пакет документов - к заявлению о страховом случае прикладываются копии всех документов, предусмотренных правилами ОСАГО.
Все дальнейшее взаимодействие со страховщиком тоже может идти через личный кабинет. Например, автовладелец получает направление на ремонт и соглашение о размере страховой выплаты. Сейчас такое соглашение подписывается сторонами на бумаге. А вскоре будет доступно и может быть подписано в электронном виде в личном кабинете автовладельца на госуслугах.
Заявление будет считается принятым, если предоставлены все предписанные законом документы. Если их окажется недостаточно, автовладелец получит уведомление о том, какие ещё документы требуется приложить. Срок, в который он может дослать их, не ограничивается, но рассмотрение заявления начнётся с того момента, когда страховщику будут предоставлены все документы.
Далее страховая компания согласует с заявителем время и место для проведения осмотра автомобиля. Необходимое уведомление также направляется в личный кабинет на госуслугах.
Важно отметить, что после 15 июля 2023 года, если ДТП урегулировано на условиях Европротокола, автовладелец может подать как электронное заявление, так и воспользоваться прежним порядком урегулирования - путём подачи заявления на бумаге и обмена документами со страховщиком.
Для страховщика же альтернативы нет: если авария попадает под условия урегулирования убытка в электронном виде, а именно используется Европротокол и урегулирование идёт в порядке прямого возмещения убытков, то с 15 июля 2023 года страховая компания не может отказать в урегулировании убытка в электронном виде.
Важно понимать, что на госуслугах будет реализован только обмен электронными документами, а, например, процедура осмотра повреждённого автомобиля, в которой участвуют подрядчики страховой компании - эксперты, работники станции технического обслуживания и так далее, не меняется. Клиенту через его личный кабинет только сообщат о времени и месте процедуры. Скрытые же повреждения автомобиля будут выявляться и оцениваться так же, как и сегодня.
Урегулирование убытка в электронном виде по ОСАГО на первом этапе будет возможно только в случае, если документы о ДТП оформлены по Европротоколу. Если же речь пойдёт не о прямом возмещении убытка и не о Европротоколе, или если у человека просто нет желания обращаться в страховую компанию через госуслуги, урегулирование убытка будет происходить как обычно.
Стоит обратить внимание,что на портале "Госуслуги" "дистанционный осмотр" не предусмотрен. Но закон об ОСАГО допускает, что осмотр повреждённого автомобиля может осуществляться путём получения страховщиком от участника ДТП фото- и видеоматериалов в электронной форме.
А чтобы они были достаточно полны и информативны для принятия решения о страховом возмещении, Банк России предложил предусмотреть участие (быть может, дистанционное) представителя страховщика в таком осмотре - он даст советы автовладельцу, как и что фотографировать, проследит, чтобы всё, что надо, было зафиксировано.
Согласование такой процедуры может быть проведено на госуслугах, а загрузку фото или видео автовладелец сделает в своём личном кабинете на сайте страховой компании. Если возможности провести такой дистанционный осмотр не окажется, осмотры будут проходить в традиционном формате.
Пока оформления аварий в электронном виде будет действовать в тестовом режиме. Но уже с 2025 года все страховщики должны будут организовать у себя на сайтах или в своих приложениях такую возможность.
Последние новости
Новые инициативы в Красноярском крае по улучшению качества жизни
Красноярский край запускает ряд программ для повышения жизненных стандартов граждан.
Налоговые мобильные офисы начнут работу в Красноярском крае
Гражданам предоставят информацию о налогах и изменениях в законодательстве.
В Железногорске пройдет встреча с жителями
Горожане обсудят важные вопросы с представителями администрации.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией